Это название дорого каждому болгарскому сердцу. Оно будит чувство безграничной признательности и любви к великому русскому народу, чьи храбрые сыны 90 лет назад кровью отвоевали свободу Болгарии. От Шипкинского перевала прогремела русская богатырская слава, а вознесшаяся на гордом Балкане вершина Никола (сейчас - Столетов) возвестила миру о возрождении свободного народа, который вынес ужасы и бедствия пятивекового рабства. Шипка была восходящим солнцем независимости, источником надежд, упований и мечты болгарина о новой жизни, о счастье. Шипкинская эпопея стала нашей новой историей, символом вечной и нерушимой дружбы между двумя славянскими народами. О Шипке сегодня напоминает не только вершина Столетова и прекрасные памятники в Плевне, Шейново и Софии, не только исторические описания героических битв. Шипка - это живой синоним не только исторических описаний героических битв в 1877-1878 годы. Шипка - это живое воспоминание в сознании болгарского народа, который из поколения в поколение передавал легенды о героизме и самоотверженности русских воинов, об их непобедимости, о всемогуществе «дедушки Ивана», который когда-то перешел Дунай, чтобы избавить своих братьев от оков рабства. В формирование этого сознания огромный вклад внес наш народный поэт Иван Вазов, чье стихотворение «Ополченцы на Шипке» знает каждый болгарский ребенок. Я и сейчас вспоминаю, как в начальной школе мы с восторгом слушали учителя, который, прочитав стихотворение Вазова, рассказывал историю тех памятных дней, воспетых автором в своем творении. Прекрасный язык Вазова, глубокие патриотические чувства, которыми пропитана каждая строфа, неповторимая образность и художественность отраженного в стихах события покоряли нас до такой степени, что мы спорили за право прочитать это стихотворение на школьных празднествах, дома читали родным и близким - везде, где открывалась возможность. Так шипкинские события оживали в сознании учеников и слушателей и раскрывали все свое величие, неповторимую свою героику. Но в нашем прошлом, не таком уж давнем, Веет чем-то богатырским, славным, Чем-то необычным, озарившим путь, Смогшим в сердце пламя гордое раздуть, Потому что в грозном, роковом молчанье, Подпирая небо мощными плечами, Вся в костях белесых, вечности сестра, Высится седая мшистая гора - Памятник огромный подвигов бессмертных. Есть такое имя на Балканах светлых, Быль, что сказкой стала у народа, есть, В ней бессмертье наше, наша жизнь и честь. Слово есть, что славу нашу окрылило, Заслонив собою даже Фермопилы. Громкое названье славной высоты Обломает зубы злобной клеветы. Шипка!... Но Шипка встает не только в ореоле побед 1877 года. Более двадцати лет тому назад, во времена фашистской тирании, когда реакционная болгарская буржуазия стремилась искоренить в сознании масс и прежде всего молодежи всякую мысль о великой жертве русского народа и о спаянной кровью братской дружбе, непобедимая Красная Армия, громя отступающие фашистские полчища, принесла второй раз свободу Болгарии. Так Шипка, вознесшаяся высоко в Балканах, засияла с новой силой над утопающей в красных победных знаменах страной. Социализм стал общим путем нашего развития, осуществленной мечтой лучших сынов и дочерей нашего народа. Эта дружба стала жизненно необходимой во всех областях жизни, гарантией успехов и творческих завоеваний рабочих, крестьян и народной интеллигенции. Поэтому Георгий Димитров характеризовал ее как необходимость, подобную солнцу и воздуху для каждого живого существа. Не может быть никакого сомнения в том, что дружба, спаянная кровью храбрых русских воинов и болгарских ополченцев 90 лет тому назад, превратилась в один из самых могучих факторов нашего национального развития. И этот фактор вырос в первостепенную силу после Великой Октябрьской социалистической революции, чье славное 50-летие сейчас готовится чествовать все прогрессивное человечество. Болгарская коммунистическая партия, основанная Дмитрием Благоевым, принимавшим участие в основании первых марксистских кружков в России, и руководимая такими выдающимися пролетарскими деятелями, как Георгий Кирков, Василь Коларов и Георгий Димитров, развивая и укрепляя вековые традиции дружбы и братства между русским и болгарским народами, сделала идеалы русского пролетариата и ленинизм своими идеалами, своим революционным учением, своей программой революционного действия. Так стала возможной организация в Болгарии первого антифашистского восстания на Балканах в 1923 году, которое, как подчеркнул Димитров, создало непроходимую пропасть между народом и фашизмом и проявилось в смелой борьбе рабочего класса и остальных патриотических сил против фашистской диктатуры и монархии. А во время Великой Отечественной войны Советского Союза против фашистской Германии в нашей стране успешно развернулось партизанское движение, большинство которого представляла молодежь, организованная в РМС (Рабочий молодежный союз). Шипка и сегодня озаряет нашу дружбу, она является историческим корнем этой дружбы. И поэтому мы, строители социалистического общества в Болгарии, всегда с признательностью произносим это имя, гордимся им и вечно будем хранить его в наших сердцах. Шипка как символ дружбы и новых братских отношений между нашими странами переживет века. Как говорил поэт: И теперь, лишь буря грянет на Балканы, Вспоминают Шипку горы-великаны, И проносит эхо гром былых побед Через перевалы, в даль грядущих лет.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.