В начале этого века во Франции появилась открытка с изображением углекопов Донецкого бассейна (снимок № 1). Интерес заграницы к Донбассу был не случайным: большинство его шахт принадлежало французским и бельгийским капиталистам. Снимок говорил о чудовищных условиях труда в забоях. Советская власть отвела Донбассу роль крупнейшей топливной базы страны. Но шахты нуждались в полной реконструкции. В забоях еще стучали древние орудия углекопов - обушки и кайла, добытую породу в многопудовых волокушах рабочие на себе тащили по темным и узким штрекам. Советский Донбасс строила вся страна. В старые шахты проводилось электричество, улучшалась вентиляция забоев, появились пневматические отбойные молотки и врубовые машины. Был механизирован один из самых трудоемких процессов - откатка угля. А рядом со старыми шахтами появились новые. Эшелоны с углем были трудовым рапортом советских шахтеров. На фотографии, сделанной в 1929 году (№ 2), товарный вагон, превращенный рабочими рудника имени Свердлова, Луганской области, в своеобразный агитплакат: посылая уголь в подарок Москве, шахтеры отчитывались темпами добычи угля, ростом производительности труда... Путевки для работы на шахтах выдавались комсомолом. Новые кадры рабочих принесли в Донбасс и новые, ударные темпы труда. На кадиевеной шахте «Центральная-Ирмино» родился почин, которому суждено было охватить всю страну. Забойщик Алексей Стаханов (на снимке № 3 - второй справа) за одну смену выполнил 14 норм, добыв 102 тонны угля. Следуя его примеру, повсюду в стране молодые рабочие старались трудиться по-стахановски. Во время Великой Отечественной войны шахты Донбасса были почти полностью разрушены. Фашисты взрывали электростанции, жгли города и поселки, затопляли шахты.
- В 1943 году, когда Донбасс был еще оккупирован фашистами, - вспоминает главный конструктор горного комбайна «Донбасс», лауреат Государственной премии А. Сукач, - меня вызвали с Урала в Москву, в Наркомат угольной промышленности. Заместитель народного комиссара Егор Трофимович Абакумов поставил передо мной «задачу дальнего прицела» (он так выразился) - предложил работать над созданием совершенно новой машины, механизирующей важнейшие процессы выемки угля.... Наш комбайн проходил испытания на шахте № 3-бис в Чистякове. Заседание коллегии министерства, на котором решалась судьба горного комбайна, было несколько необычным. Оно состоялось в Горловке, на машиностроительном заводе имени Кирова. Руководители угольной промышленности наметили план серийного выпуска комбайнов. Вместо старого названия ГУК-1 (горный угольный номбайн) машина была окрещена гордым и ко многому обязывающим именем «Донбасс». После того, как Красная Армия освободила Донбасс, сразу же приступили к его восстановлению. 620 миллионов кубических метров воды пришлось откачать из забоев и штолен (снимок № 4 сделан в 1945 году в забое шахты «Слава труду»). За несколько лет Донбасс был поднят из руин, и советские люди возродили славу Всесоюзной кочегарки.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.