Литературное письмо

Ласло Фелеки| опубликовано в номере №956, март 1967
  • В закладки
  • Вставить в блог

Юмористический рассказ

Иштван Фенншики - талантливый молодой литератор - написал одному из своих друзей записку: «Шанина, черт тебя побери, почему ты не возвращаешь мою книгу, которую месяц назад унес на три дня? Могу себе представить, как ты изрисовал ее ослиными ушами, если, конечно, не дал кому - нибудь почитать. А тогда я могу поставить на ней крест. Ну и тип же ты, ну и паук! Я уж не прошу вернуть мне двадцатку, серьезно тебе говорю, мне просто стыдно! Красотка твоя что поделывает? Эх, и влипла она, связавшись С тобой! Ну, приветик! Обнимаю. Пишта». Он хотел было положить письмо в конверт, как вдруг остановился. Потомки!... Писатель должен быть очень осторожен с тем, что он оставляет после себя. Переписку каждого известного писателя когда - нибудь обязательно издадут. «Письма Иштвана Фенншики»... Хо - хо! В таком виде он просто не имеет права отправить письмо. Он сел к письменному столу и вместо прежнего написал следующее: «Дорогой друг! Наблюдая за тем, как вечерний ветерок игрива поглаживает кроны старых деревьев под моим окном, я задумался над тем, что выделяет человека из мира животных. Прежде всего высокоразвитый мозг, требующий непрерывного обогащения мира идей. Одно из величайших чудес человека - созидателя - книга, это особое, призрачное увековечение мыслей, публикация их для всеобщего сведения, с помощью которой идеи становятся коллективным сокровищем всего общества. Я не могу выразить, Шандор, ту великую радость, которую доставила мне блеснувшая в твоих глазах неутолимая жажда культуры, делающая человека Человеком, и обращенная ко мне просьба одолжить тебе одну из моих книг. Чистая человеческая радость настолько заполнила меня, что в тот момент я даже не подумал, почему для покупки именно этой книги у тебя до сих пор не нашлось материальных средств. Но все это мелочи, детали по сравнению с благородным делом распространения мыслей и знаний. Для прочтения книги ты попросил у меня три дня - половину того срока, что понадобился для сотворения мира, и я, растроганный, принял к сведению бурное проявление твоего святого нетерпения. Книгу, о которой идет речь, я одолжил тебе именно потому, что она близка моему сердцу; человек всегда старается дать своим друзьям то, что ему дорого. Но именно потому, что она мне так дорога, я тоже хотел бы с пользой для себя полистать ее, заглянуть в нее раз - другой. Каким образом я могу снова вступить в законное владение моей собственностью? Если у тебя есть конструктивные предложения на этот счет, благодарность моя будет бесконечна. Быть может, мой обостренный пессимизм - основная причина тому, что я представляю страницы моей ценной книги загнутыми, а на полях ее - изображения, подобные ушам одного домашнего животного, о котором писал еще Петефи. Но, возможно, ты наделил кого - то другого духовными сокровищами моей книги? Тогда, быть может, мне лучше благородно отказаться от своих прав на нее? Я не упрекаю тебя, ведь я знаю, что ты прилежен, словно паук, ткущий свою паутину, и знаю, что всякого рода материальные соображения далеки от тебя. Я поистине брезгую напоминать тебе о денежной сумме, составляющей двадцать форинтов, которую, как и подобает настоящему другу, я отдал в твое распоряжение. Чувство стыда всегда во мне было развито сильнее чувства бережливости. Разреши спросить, чем занимается Зоренька, твоя подруга жизни? Это - удивительное создание, и я от души желаю, чтобы существующее меж вами взаимопонимание уверило Зореньку в правильности сделанного ею выбора. Будь здоров, мой друг, желаю дальнейших успехов в жизненных битвах. Жму руку. Иштван Фенншики». Он снял с письма копию и положил ее в папку с надписью «Посмертные письма».

Перевод с венгерского Елена Тумаркина.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены