Пожелтевшая от времени газета. Несколько десятков полос. Ни репортажей, ни фотографий, ни очерков. Всю газетную площадь занимает роман Иоганнеса Бехерд «Грядущая война». А вот еще выпуск - «Казаки» Льва Толстого и одна из статей Владимира Ильича Ленина о великом писателе... Таи сорок лет назад начиналась «Роман-газета», издание которой было предпринято по инициативе В. И. Ленина и при участии М. Горького. Еще в 1921 году в статье «О работе наркомпроса» В. И. Ленин писал о целесообразности «издавать романы для народа в виде пролетарской газеты». Кстати, первые выпуски «Роман-газеты» даже внешне - и по формату и по облику - были скорее газетой, чем книгой. Екатерина Павловна Пешкова вспоминает, с каким энтузиазмом воспринял идею издания Алексей Максимович. Он передал в новорожденную редакцию несколько своих произведений, в том числе «Дело Артамоновых», написал предисловие к роману Анри Барбюса «Огонь», взял на себя труд подготовить к печати книги молодых. Нет, пожалуй, ни одного крупного произведения советской классики, которое бы не увидело свет в «Роман-газете». «Разгром» Фадеева и «Чапаев» Фурманова, «Похищение Европы» Федина и «Железный поток» Серафимовича... Четыреста романов и повестей трехсот авторов, пишущих на русском и английском, на французском и узбекском, на украинском и хинди, издано «Роман-газетой». Из «газеты для народа» она стала, так сказать, «газетой для народов». Дважды в месяц почта восьмидесяти трех стран доставляет подписчикам «Роман-газету». Листая выпуски этого издания за сорок лет, мы можем установить родословную советской литературы, проследить, как развивалась мировая прогрессивная художественная мысль. «Генерал Солнце»... Роман писателя из Гаити Жака Стефена Алексиса. Этот роман руководителя гаитянских коммунистов прозвучал как набат. Правда о Гаити стала достоянием миллионов. Аленсиса пытали в застенках, когда книга начала свой путь по планете. Потом убили. «Пятеро, которые молчали»... Книга венесуэльского писателя Мигеля Отеро Сильвы. Тот же свободолюбивый дух. Та же жажда свободы. В Мигеля стреляли из пулемета. Он остался жив. И, быть может, следующая его книга тоже начнет свое восхождение к миллионам читателей со страниц «Роман-газеты». Начав с издания Бехера, Барбюса, Гашека, «Роман-газета» и по сей день отдает многие свои выпуски зарубежным прогрессивным писателям. А нашей литературы просто нельзя представить сейчас без этих книжек в мягких переплетах, с которых глядят на нас лица и всемирно известных мастеров, и тех, кто делает в большой прозе первые шаги. Именно через «Роман-газету» советские читатели узнали по-настоящему Юрия Рытхэу и Григория Федосеева, Анатолия Иванова и Нодара Думбадзе - трехмиллионный тираж открыл перед молодыми писателями дорогу и читателю. Интересна судьба романа молодого казахского прозаика Абдижамила Нурпеисова «Сумерки». Товарищи Абдижамила по перу сомневались, стоит ли издавать роман в Москве. Даже возражали. Но Юрий Казаков, взявшийся перевести «Сумерки», и редакторы «Роман-газеты» были настроены более оптимистически. Они-то знали на опыте, какой порою нелегкий путь проходит книжка от журнальной публикации до издания в «Роман-газете», как совершенствуется произведение прежде, чем увидеть свет. Юбилей «Роман-газеты», право, можно назвать юбилеем трехсот романистов, связавших так или иначе свою судьбу с этим изданием. «Желаю вам, - пишет в письме в редакцию Константин Федин, - упрочить необыкновенный успех «Роман-газеты».
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.