- Есть 1360-я! - Мастер Валентин Изотов мельком глянул на часы. - Ровно три... Кончайте, ребята!
Малый конвейер вздрогнул и остановился. На выбивной решетке, освобождаясь от земли и литья, подпрыгивала последняя чугунная опока.
- Видал, мастер? Вот тебе и семь часов! - Тетя Катя, лучшая формовщица участка, подошла к Валентину, утирая передником почерневшее от копоти лицо. - На шестьдесят форм больше, чем за обычный восьмичасовой. Старается рабочий класс!
Очевидно, весть о победе формовщиков 5-го цеха уже разнеслась по заводу, потому что вдруг перед самым носом Изотова очутился фотограф из заводской многотиражки и, нацелившись в мастера синеватым объективом, скомандовал:
- Внимание! Снимаю!
Так «станколитовцы» закончили свой первый семичасовой рабочий день. С тех пор прошло более двух месяцев, но темп, взятый в цехе с первых дней, не снизился.
... Когда в литейном цехе № 5 завода «Стан-колит» встал вопрос о переходе на семичасовой рабочий день, стали думать: как добиться выпуска прежнего количества продукции не за восемь, а за семь часов? Начали искать резервы. Оказалось, что в цехе непочатый край неиспользованных производственных возможностей.
Раньше на заливочном участке Владимиру Рассказову и семи его товарищам при заливке металла в форму приходилось останавливать конвейер: нельзя было лить, когда ковш стоял на месте, а конвейер продолжал движение. Теперь этот недостаток устранен: рядом с конвейером установили специальные заливочные площадки, которые передвигаются со скоростью ленты. Это новшество дало цеху дополнительный час. Поиски резервов продолжались. Все дальше расползались по цеху извилистые дорожки транспортеров, заменяющих тяжелый и малопроизводительный ручной труд, провисали текучие кулинги, у выбивных решеток начали сновать деловитые «толкачи»...
Припоминая все, что было сделано литейщиками перед переходом на семичасовой рабочий день, начальник цеха комсомолец Виктор Пролиско говорит:
- Если и дальше так же производительно использовать технику, то скоро можно думать и о переходе на 35-часовую неделю.
... Смена закончилась ровно в три. У выхода из цеха планировщик Борис Савицкий договаривался с Платоновым, секретарем заводского комитета ВЛКСМ:
- Вот как раз за этот часик, Толя, у модельщиков порядок наведем. Ерунда получается: цех, можно сказать, творческий, а комсомольской работы никакой. Надо их собрать, поговорить. Сейчас ребята активнее берутся за общественные дела. Что ни говори, лишний свободный час. В нашем цехе, например, решили провести субботник по благоустройству помещения.
Самому Борису этот час оказался как нельзя кстати: не так - то просто совмещать учебу, работу и обязанности заместителя комсорга, а в этом году он поступил на исторический факультет МГУ.
Между Платоновым и остановившейся вагонеткой с трудом протиснулся формовщик большого конвейера Борис Дубов.
- Куда, бригадир, торопишься? - остановил его Савицкий.
- Контрольная по геометрии сегодня. А у меня правило: ни «неудов», ни «удов». Пока получается.
Борис Дубов - студент 4 - го курса заводского техникума. А всего в цехе учится почти половина рабочих: кто в школе, кто в техникуме, а кто и в университете. И каждому из них помогает освободившийся час.
- Одно связано с другим, - говорит Сергей Такий, рабочий из обрубочного отделения. - Освобождается лишний час на учебу, а мы подучимся и какое - нибудь новшество придумаем, чтоб производительность на участке увеличилась, скажем, вдвое. Тогда опять можно будет рабочий день сокращать. Да и семья рада, - прибавил он. - Вот, к примеру, помню, вернулся с работы и сел готовить сочинение. Пришла жена. И вдруг слышу ее расстроенный голос: «Ой, а хлеба - то ни кусочка! Побегу в булочную». Поднял я голову, встретил ее огорченные глаза и подумал: «Вот медведь! Она же приходит с работы позже...» На следующий день накупил всякой всячины: хлеба, масла... А вскоре это стало привычкой: возвращаясь с работы, делаю разные хозяйственные закупки. «И у меня вроде тоже рабочий день сократился», - радуется теперь жена.
Перед переходом цеха на семичасовой рабочий день большие изменения произошли и на участке молодого технолога Галины Ефимовой: перестроили ленту конвейера, установили бункер и отбивочную решетку. И теперь, при сокращенном дне, производительность труда заметно возросла.
- Мы с мужем часто посещаем Московский драматический театр, - рассказывает Галя Ефимова. - Недавно смотрели «Все мои сыновья». Любим ходить в наш заводской Дом культуры: там бывают интересные беседы по технике, концерты, кино, самодеятельность... На все это требуется время. Теперь, при семичасовом рабочем дне, остается больше времени на досуг. Раньше я приезжала домой около половины шестого. Пока приготовишь обед, кончишь разные дела, смотришь, всюду опоздали. А теперь обязательно будем посещать с мужем еще и университет культуры.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.