Придя в гостиницу, преподаватель из Сыктывкара Владимир Георгиевич Зыкин нашел у себя на столе записку: «Я должен Вам лично передать один подарок... Ждите меня в воскресенье...».
«Кто бы это мог быть?» - думал Владимир Георгиевич, всматриваясь в неразборчивую подпись, но так и не смог догадаться. И лишь когда в назначенный день к нему пришел автор записки, Зыкин узнал в госте своего старого знакомого. Это был тот самый китайский юноша, аспирант одного из московских вузов, который так любезно согласился начертить иероглифы на бандероли, которую Владимир Георгиевич отправлял в Китай. Познакомились они на улице Горького, в магазине «Книги стран народной демократии».
- Так вы посылаете бандероль в Сучжоу? - спросил тогда китайский юноша. - Это же мой родной город!
- В таком случае вы должны знать Гу Вэнь - ся! - обрадовался Зыкин.
- Как же, знаю! Она передовик труда, и ее знает весь Китай.
Побывав у себя на родине, китайский друг навестил Гу Вэнь - ся и рассказал ей о своем московском знакомстве. Девушка поблагодарила за привет и, в свою очередь, попросила передать Владимиру Георгиевичу Зыкину подарок - вышитое ею панно «Маленький котенок». Очень растрогала Владимира Георгиевича надпись, сделанная на оборотной стороне вышивки: «Советским папе и маме от их китайской дочери Гу Вэнь - ся». «Советским папе и маме...» Сколько душевной теплоты в этих идущих от сердца словах!
А ведь заочное знакомство китайской девушки с русским преподавателем началось всего лишь год с небольшим назад.
... Однажды, просматривая газету «Дружба», Владимир Георгиевич обратил внимание на корреспонденцию о 25 - летней китаянке Гу Вэнь - ся, на долю которой выпал наибольший успех на Лондонской международной выставке прикладных искусств. Посетители китайского павильона тесным кольцом окружили стол, за которым работала вышивальщица, и с напряженным вниманием следили за каждым ее движением. Один английский корреспондент так сказал о работе китайской мастерицы: «Если бы я не видел своими глазами, как это делается, то никогда бы не поверил, что вышивка выполнена человеческими руками».
... Скупые строки корреспонденции, прочитанной в газете «Дружба», глубоко взволновали сыктывкарского педагога, и он написал письмо вышивальщице Гу Вэнь - ся.
Вместе с письмом Владимир Георгиевич послал ей в подарок книгу о знаменитых русских умельцах.
Вскоре из Сучжоу пришел ответ. «Не знаю, как Вас благодарить за любовь к нам, к нашему народу, - писала Гу Вэнь - ся. - Мои подруги с интересом рассматривали Ваши подарки. Мы хотим больше знать о Советском Союзе, но, к сожалению, не знаем русского языка. Большой привет Вашей супруге Клавдии Даниловне. С нетерпением жду добрых весточек от Вас. Мне очень хотелось бы получить Вашу семейную фотографию». В конверте лежали две вышитые шелком закладки для книг - подарок супругам Зыкиным... Так завязалось это интересное знакомство.
«Очень хочу встретиться с Вами», - написала в одном из последних писем Гу Вэнь - ся. И сейчас в доме Зыкиных с нетерпением ждут дорогую гостью из далекого города Сучжоу.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
«Кызыл» идет на север