Прошло немногим более двух месяцев с того знаменательного дня, когда тепловозники депо Москва - Сортировочная объявили свои бригады бригадами коммунистического труда. Два месяца рядом с широким входом в тепловозный цех висит небольшой щит, на котором записаны пункты коммунистических обязательств. Висит он на самом видном месте, напоминая тем, кто входит в цех, и тем, кто оставляет рабочие площадки после смены, об их почетных обязанностях...
... Все казалось необычным в тот день: и многолюдность собрания и взволнованность, которая чувствовалась в коротких, отрывистых репликах, угадывалась во взглядах.
Вместительный кабинет мастера был заполнен до отказа. Кому не хватило места на скамейках, стояли вдоль стен, вплотную друг к другу. В тот вечер ни у кого не нашлось неотложных дел на стороне, на общее цеховое собрание пришли все. Большинство явилось прямо из смены, не сняв с себя спецовок.
Шумно переговариваясь между собой, рабочие ждали, когда объявят повестку дня. В сущности, такой необходимости даже и не было: и без того каждый знал, какой вопрос предстояло обсудить. Последние два дня только об этом и говорили на всех участках - Говорили с жаром, с увлечением, порой затевая горячие споры... Одним решение коммунистов и комсомольцев принять на себя коммунистические обязательства казалось своевременным, другие робко, скорее из осторожности, выражали сомнение: «А подошла ли пора? Не рано ли принимать на себя столь высокие обязательства?» Правда, таких, сомневающихся, было немного. Новое, невиданное дело, предложенное активистами, захватило весь коллектив.
Да, все было необычным в тот вечер. И мысли, которые занимали сердца молодых железнодорожников, тоже были особенные, необычные. Эти мысли обращались не только к сегодняшнему дню с его делами, заботами, задачами, но и к будущему - к предстоящему съезду партии - и еще дальше - к новому семилетию с его громадными делами и большими задачами. Нельзя было не вспомнить в тот вечер, накануне собрания, и первый в стране коммунистический субботник на этой же дороге, в этом же депо Москва - Сортировочная.
Самый старший из рабочих цеха годился бы в сыновья любому участнику первого субботника. Были и такие, которым нынешней осенью едва пополнилось девятнадцать - двадцать лет... Но с точностью, которую одобрили бы отцы и деды, молодые деповцы могли рассказать, не упуская ни одной детали, как в майскую субботу девятнадцатого года рабочие депо, жившие в условиях отчаянно трудных, проявили величайший героизм, положили начало повороту, имевшему всемирно - историческое значение...
Вспоминая то далекое время, каждый рассказал бы, как более двухсот рабочих главных паровозных и вагонных мастерских, депо и станции Сортировочная вышли на первый коммунистический субботник, выпустили из ремонта четыре паровоза, шестнадцать вагонов, разгрузили и погрузили более девяти тысяч пудов различных материалов и закончили работу пением «Интернационала»... Владимир Ильич эту инициативу назвал великим почином.
... Первым взял слово Борис Брыков, молодой слесарь роликовой бригады, парторг цеха. Он положил перед собой небольшой листок бумаги, в который, впрочем, так ни разу и не заглянул.
Тишина установилась полная; слышно было, как в соседнем цехе ровно гудели станки да еще на улице, у поворотного круга, кто - то бухал кувалдой... Брыков начал с сообщения о партийно - комсомольском собрании, на котором обсуждался единственный - тот же, что и сейчас - вопрос: какими должны быть обязательства в честь предстоящего XXI съезда партии.
- Прекрасен путь, пройденный нашей страной с тех пор, как в октябрьскую ночь семнадцатого года великий Ленин и партия повели народы России на штурм самодержавия, - говорил парторг. - Прекрасен этот путь - путь трудного, героического восхождения к вершинам небывалого расцвета Родины... А какие необозримые горизонты открываются с этих вершин нашему народу!
Он сделал небольшую паузу и медленно обвел взглядом собравшихся. Лица рабочих были спокойны, но именно в этом спокойствии угадывалось напряженное внимание.
- Новый семилетний план, который будет обсуждаться на съезде партии, - это программа развернутого строительства коммунистического общества... Весь народ поднимается на новые, небывалые трудовые подвиги... Я думаю, не останемся в стороне и мы, железнодорожники. Мы примем на себя повышенные, коммунистические обязательства!
И сразу оборвалась тишина. В шуме аплодисментов потонули и последние слова парторга и возгласы одобрения.
- Владимир Ильич Ленин говорил, что коммунизм начинается там, где появляется забота рядовых рабочих об увеличении производительности труда... - продолжал Брыков, когда снова установилась тишина. - Производительность труда - это главное, говорил Владимир Ильич, без чего невозможна победа нового общественного строя... Я предлагаю: используя новую технику, сократить простои тепловозов в ремонте, выполнять сменные задания за семь часов!
Так был назван первый пункт обязательств.
Один за другим поднимались с мест коммунисты, комсомольцы, рабочие цеха. Каждый предлагал включить в обязательства то, что полнее всего соответствовало бы новому, коммунистическому отношению к труду, к жизни: всем рабочим без отрыва от производства получить общее среднее или среднетехническое образование, помочь подшефному колхозу в ремонте сельскохозяйственной техники, оказать помощь общественному строительству жилого дома для железнодорожников депо, овладеть второй специальностью, каждому стать рационализатором производства...
К столу подошел Александр Лебедев, комсорг ремонтных цехов.
- Наше депо, - сказал он. - родина социалистического соревнования. Владимир Ильич Ленин назвал почин коммунистов депо великим почином. И мы, молодые рабочие, младшее поколение железнодорожников Сортировочной, считаем себя прямыми наследниками славного прошлого. Наш долг: на производстве, в учении и быту вести себя по - коммунистически... Есть предложение назвать наш цех цехом коммунистического труда!
... Два месяца - небольшой срок, и, если говорить строго, молодые рабочие лишь начинают разбег, набирают скорость. Работа по - новому только закипает. Но уже сейчас видно всякому, кто побывал в бригадах: цех полон сил, и силы эти разворачиваются. Страстная творческая активность проявляется во всем ежедневно, ежечасно...
В цех поступил тепловоз «МГ - 1 - 013». Требовалось срочно провести периодический ремонт. Дело было вечером, в конце смены. Но ни один ремонтник не оставил цеха. Дизелисты, электрики, топливники - все, кому положено было выполнить свою долю работы, приступили к ремонту. Утром диспетчер отметил в графике, что локомотив вышел на линию.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.