... На заснеженную платформу маленькой степной станции спрыгивает человек, а поезд уходит дальше. Человек поднимает своя нехитрый багаж и отправляется в МТС, куда он добровольно приехал на работу с большого завода. Это один из тех, кто по призыву партии отправился на трудное дело - в колхозы, МТС, на целинные земли.
О молодых патриотах, о первых месяцах их жизни в селе рассказывается в повести Василия Федорова «Добровольцы», выпущенной издательством «Молодая гвардия».
В чем значимость этого произведения? В первую очередь в том, что автор сумел создать живой, правдивый образ молодого человека наших дней, показать величие трудовых будней.
В книге много героев, но в центре ее образ Григория Варыгина, идейно и художественно объединяющий вокруг себя все повествование.
Григорий - человек беспокойный. Главное в его характере - активное отношение к действительности, хозяйская заинтересованность в деле.
Варыгин горячо выступает против всякой косности, лицемерия, обывательщины, против тех, кто прикрывает свое равнодушие демагогическими ссылками на авторитеты, на «незыблемые истины». Григорий не может примириться с зоотехником Пичугиным, этим рыцарем лицемерия, с трактористом Савиным, любителем показного энтузиазма. Много неприятных минут доставляют ему разговоры с Адой, девушкой, которую он искренне любит.
На первый взгляд в мечтах и делах Григория нет ничего героического и возвышенно - романтического: обычные будни заполнены хлопотами о своевременном ремонте тракторов, о вспашке и севе в соответствии с агротехническими нормами. Его борьба против «допотопного бригадного метода ремонта» вначале не находит поддержки среди работников МТС. Некоторые встречают нововведения главного инженера с насмешкой, другие сочувствуют, но относятся недоверчиво. Но по своему характеру, по отношению к действительности, к людям и явлениям Григорий - романтик. За скромными делами и повседневными заботами Варыгина стоит страстная мечта: улучшить жизнь колхозного крестьянства.
Для Варыгина важно увлечь людей за собой, воодушевить их, научить видеть в обыденном черты коммунистического завтра. Вот почему немало сил отдает он, чтобы и бывший главный инженер Федя Голубчиков, и заведующий мастерской Игнат Безземельный, и разбитной шофер Павлик, и Ольга, и десятки других людей поверили в его замыслы, стали его соратниками. Писатель показывает, как формируется характер героя, как новое неизбежно пробивает себе дорогу.
Таких людей, как Варыгин, много в нашей жизни. Характерна в этом смысле сцена комсомольского собрания, где Григорий рассказывает о встрече с одним пареньком - прицепщиком:
«... Он тоже из городских. Ему достался старый плуг, без сиденья. Десять часов, как циркач, он танцует на тонких ребрышках рамы от одного рычага к другому... Я спросил его: «Тяжело?» Он сказал: «Конечно, тяжело». «Может, надоело?» И знаете, что ответил он на мой вопрос? «Если, - говорит, - кроме этой борозды, ничего не видеть, ни о чем не думать, то может и надоесть, товарищ главный инженер». Спрашиваю: «Что же ты видишь, о чем ты думаешь?» «А я, - говорит, - товарищ инженер, представляю, будто на меня кто - то все время смотрит: то мама, то ребята из цеха, то еще кто - нибудь... А другой раз фантазирую. Хорошо бы придумать такой плуг, чтобы на нем совсем не было прицепщика. Нажмет тракторист кнопку или тронет рычаг - и плуг сам сделает то, что делаю сейчас я... А еще начну думать о том, как будут люди жить через сто лет - »
Мы чувствуем, что а характере этого паренька уже есть что - то от Варыгина. Видно, труды главного инженера не пропали даром. Паренек тоже заражен мечтой. А человек должен мечтать, должен уметь видеть шире и больше, чем ему положено по службе, обязан ощущать себя настоящим хозяином Страны Советов. Это одна из основных идей повести «Добровольцы».
Василий Федоров в своем произведении правдиво нарисовал рядовых советских тружеников, влюбленных в жизнь, умеющих не только красиво мечтать, но и добиваться осуществления своей мечты.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.