Кто из москвичей или гостей нашей столицы не любовался замечательными картинами и панно, украшающими стены подземных дворцов Московского метрополитена! Но, вероятно, очень немногие знают о том, какую сложную задачу пришлось решать художникам при создании этих красочных полотен. Дело в том, что живопись в метрополитене должна обладать особой прочностью.
Художники, решая вопрос, какой материал выбрать для подземных картин, решили обратиться к истории. Известно, что при раскопках города Помпеи были обнаружены плиты мозаичных полов с многоцветным рисунком из мелких камней. Почти двадцать веков пролежали они под пеплом Везувия, но не потеряли своих красок. В Киеве, в знаменитом Софийском собора, сохранилась роспись, выполненная в XI веке из кусочков обожженной глины. К глубокой старине относится и такой дошедший до нас вид монументальной живописи, как фрески - картины, написанные прямо на стене, по сырой штукатурке.
Созданием художественных материалов, не боящихся времени и стойких по отношению к огню и влаге, занимался в свое время Ломоносов. Он изобрел метод получения смальты - непрозрачного стекла всех цветов и оттенков. Для этого Ломоносову пришлось проделать большое количество опытов по сплавлинанию в определенных пропорциях солей металлов с обычным стеклом. Из мелких кусочков смальты Ломоносов - художник набирал картины. Самая крупная из них - «Полтавская баталия» - вот уже двести лет украшает одно из зданий Ленинграда.
Исторический опыт изобразительного искусства подсказал художникам, что живопись для Московского метрополитена следует выполнять из смальты и камня. В качестве полотна решено было использовать железобетонные щиты.
Много творческих и технических трудностей пришлось преодолеть художникам при создании вечных картин. Работа обычно начиналась с небольшого эскиза. Несколько вариантов карандашных набросков помогали найти нужную композицию, а затем в красках на плотной бумаге выполнить маленький образец будущего панно.
Затем художники грубыми штрихами набрасывали «картон» - эскиз в полную величину - и сводили на кальку контуры изображения. После этого начинали набор - самую ответственную часть работы. Искусные мастера подбирали по цвету кубики смальты и укладывали их в картину.
Успех набора во многом зависел от многообразия тонов и оттенков заготовленной смальты, или, как говорят художники, от полноты палитры. Для картин, украшающих станции Большого кольца, смальту собирали из разных мест. Часть ее доставили из Ленинграда, из запасов Академии художеств. Золотую смальту - стекло с закатанным в него слоем золота - изготовил один из московских заводов, некоторые другие цвета были получены из Чехословакии.
Набор каменных картин напоминает работу со смальтой, только вместо стекла здесь применяются минералы. Различные породы мрамора, яшма, известняки, самоцветы и даже простые камни - вот палитра создателя этих картин. Кисти заменены молотками и шлифовальным кругом.
Каменная живопись рождается медленно. Прежде чем выпилить из камня «фанерку», художник перебирает десятки образцов горных пород. Но случается и так, что глыбы мрамора, поступающие на распиловку, неожиданно дают в разрезе законченный живописный рисунок. С мраморного завода Московского метростроя вышли цельные каменные картины, изображающие багряный закат в горах, бушующее море с парусником и другие.
Так создавалась под землей единственная в мире галерея картин из смальты и камня, являющаяся ярким образцом замечательного искусства нашего народа.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.