С дрессировщицей Маргаритой Назаровой и тигром Пуршем я познакомился год назад в Московском цирке во время фотосъемки очередной программы. В последнем отделении укротительница выступала с четырьмя уссурийскими тиграми.
Молодая артистка заставляла огромного тигра Ахилла ходить по узкой перекладине, тигрицу Раду прыгать сквозь пылающий обруч, а ленивого, избалованного Пурша крутить карусель, на которой важно восседали его четвероногие коллеги.
Снимать все это через прутья клетки было трудно и непривычно. Но здесь мне на помощь пришел дрессировщик Константин Александрович Константиновский - муж Маргариты Назаровой. Он указал мне наиболее выгодную позицию для съемки, посоветовал, на какие моменты надо обратить внимание, и предложил остаться после представления - посмотреть репетицию нового номера, который назывался «Пуршик завтракает». Номер этот был задуман и выполнен блестяще.
... На арену с огромным красным бантом на шее выходил Пурш и лениво разваливался на диване. Укротительница ласково обращалась к нему, говоря: «Ну, Пуршик, довольно отдыхать, нужно немного поработать. А перед этим я угощу тебя завтраком».
Дальше следовал полный юмора «завтрак». За небольшой столик, уставленный тарелочками и блюдами (крепко привинченными к нему), на обычный стул садился трехсоткилограммовый зверь. Рядом, в простом домашнем платье, сидела Маргарита Назарова. Сначала она наливала в одно из блюд молоко. Пуршик с удовольствием его выпивал. Затем на сковородку разбивалось несколько сырых яиц. И тут Назарова, вспомнив, что она забыла соль, отходила в сторону. Тигр мгновенно вылизывал сковородку, и возвратившаяся «хозяйка», сокрушенно разводя руками, объясняла своему «гостю», что яичницу без соли не кушают.
Закончив завтрак, укротительница и тигр с интересом просматривали иллюстрированный журнал...
Недавно, во время поездки по новостройкам Сибири, я снова встретил Назарову и Константиновского. Они выступали в Новосибирском цирке уже не с четырьмя, а с шестью тиграми. Смелые артисты закончили дрессировку двух молодых хищников, около года назад пойманных в тайге под Хабаровском.
То, что я увидал здесь, за кулисами цирка, превзошло все мои представления о чудесах дрессировки: Пуршик свободно входил в комнату Маргариты Назаровой, забирался на покрытый ковром диван, комично рассматривал себя в зеркале и, сунув нос в пудреницу, забавно чихал, поднимая при этом облако пудры.
Мне рассказали о его отвращении к запахам духов, одеколона и туалетного мыла. Но, как выяснилось, больше всего четвероногий артист не любит запах алкоголя.
- Стоило мне, - говорит Константин Александрович. - в жаркий день выпить кружку пива, как Пурш отказался со мной репетировать номер и самовольно ушел с арены в клетку. Мы с Маргаритой, - продолжает Константин Александрович, - внимательно изучаем привычки и характер наших животных, и нам очень хотелось бы видеть, как будет себя вести на лоне природы тигр, проживший четыре года в клетке...
Так возникла идея «загородной прогулки с Пуршем».
Местом для прогулки был избран небольшой, покрытый кустарником островок, посередине реки Оби, в восьми километрах от Новосибирска.
Смущенно озираясь в непривычной обстановке, зверь на ременном поводке прошел по трапу на борт катера, где для него была установлена клетка. Присутствовавшие на пристани наблюдали необычного путешественника с почтительного расстояния.
Наконец катер причалил к островку. Опасаясь неожиданностей в поведении животного, я и кинооператоры Новосибирской студии документальных фильмов, поменявшись ролями с Пуршем. заняли места в установленной на островке большой клетке. На берегу, у трапа, встали дрессировщик Константиновский и работники цирка, ухаживающие за зверями. В руках у них были палки и пистолеты, заряженные холостыми патронами.
Маргарита Назарова открыла клетку и вывела тигра на остров.
Почувствовав запах свежей зелени, Пурш вырвался из рук укротительницы и бросился в кусты. Сделав несколько кругов по островку, он вышел на берег...
Окружающая вода казалась нам надежной гарантией того, что зверь с острова не убежит, ведь тигр - большая кошка, а кошки не любят воду...
Каково же было изумление и испуг присутствовавших, когда Пурш с разбега плюхнулся в воду и поплыл к противоположному берегу, где на золотистом песке пляжа загорали отдыхающие! Проплыв сотню метров и, видимо, услышав отчаянные крики: «Пурш, назад! Пуршик, Пуршик!», - пловец повернул обратно, вышел на берег и, отряхнувшись, начал срывать растущую вдоль берега травку.
Ни треск киноаппаратов, ни щелканье затворов его, по-видимому, совершенно не интересовали. Мы осмелели и вышли из своего добровольного заточения.
В этот момент дрессировщик бросил в воду волейбольный мяч. Пурш прыгнул вслед за ним, и тут началась необычная игра в ватер-поло, в которой участвовали Пурш и Маргарита Назарова. Очень скоро, к сожалению, попав в зубы к Пуршу, мяч издал печальный свист, сморщился и пошел ко дну. Купание чередовалось с прогулкой по острову - и так в течение часа. Наконец, по-видимому, утомившись, Пурш подошел к Назаровой и улегся к ее ногам. Немного отдохнув, к величайшему удивлению присутствующих, зверь без всякого принуждения взошел по трапу на катер и улегся в клетке, как бы давая понять, что прогулкой он доволен, но все-таки пора домой.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.