Эта статья написана Фредериком и Ирэн Жолио - Кюри по просьбе Института истории естествознания и техники Академии наук СССР и редакции журнала «Смена» к 50 - летию со дня смерти великого французского физика Пьера Кюри.
Публикуя статью, пользуемся случаем, чтобы выразить г - ну Жолио - Кюри наше искреннее соболезнование по поводу постигшей его тяжелой утраты - безвременной кончины г - жи Ирэн Жолио - Кюри, выдающегося ученого и борца за мир, верной дочери Франции, большого друга Советского Союза.
С разрешения авторов статья печатается с некоторыми сокращениями.
Внестоящее время трудно найти полное однотомное собрание сочинений Пьера Кюри, изданное Французским физическим обществом. Книга производит большое впечатление, свидетельствуя о необыкновенных качествах этого ученого, и в то же время помогает нам понять те изменения, которые произошли в науке с начала нашего столетия.
Прежде всего нам кажется полезным отметить то благоприятное влияние на формирование образа мыслей Пьера Кюри, которое оказала на него в юности семья и в первую очередь его отец, Эжен Кюри, - личность выдающаяся, сын врача и сам врач.
Политические, социальные и религиозные взгляды Эжена Кюри, его деятельность во время великих событий прошлого века оказали в дальнейшем глубокое влияние на воззрения Пьера Кюри. Убежденный республиканец, Эжен Кюри принимал участие в революции 1848 года и, оказывая помощь раненым, сам был ранен. Республиканское правительство наградило его медалью за проявленное мужество. В дни Парижской Коммуны Эжен Кюри организовал лазарет в своей квартире, находившейся рядом с одной из баррикад. Переносить раненых помогали ему сыновья, которые сохранили об этом событии живое воспоминание.
«Семья, в которой выросли Жак и Пьер, отличалась скромностью и нуждалась материально, но в ней царила атмосфера нежности и любви», - отмечает Мария Кюри в своей замечательной книге, посвященной Пьеру Кюри.
Нам кажется небезынтересным сопоставить научную деятельность Пьера Кюри, которая началась в 1881 году и кончилась в 1906 году, с научной деятельностью Марии Кюри - Склодовской - с 1897 по 1934 год.
Не считая первой работы о намагничивании сталей, дальнейшие труды Марии Кюри были посвящены исключительно радиоактивности; она «специализировалась» в одной довольно узкой области науки, как это делают почти все ученые нашего времени. Пьер Кюри, наоборот, еще представлял собой ученого прошлого века. Конечно, он уже не принадлежал к той эпохе, когда ученый мог охватить своими познаниями все области науки, начиная с математики и кончая такими естественными науками, как биология, но можно с уверенностью сказать, что физика в целом являлась родной стихией Пьера Кюри. Притом он был одновременно и теоретиком и искусным экспериментатором, создателем новых приборов и технических приспособлений.
Еще в возрасте 21 года Пьер Кюри теоретически предсказал существование явления пьезоэлектричества. Вскоре он совместно со своим братом Жаком подтвердил это открытие экспериментально. Братья немедленно использовали новое явление для усовершенствования электроизмерительной техники и для создания нового типа электромера, что улучшило условия проведения тончайших электростатических измерений. Они применили пьезоэлектрические кристаллы для создания приборов, позволяющих измерять очень слабые заряды и электрические токи, а также давления. Значительно позднее этот способ использовал Поль Ланжевен для измерения морских глубин ультразвуковыми волнами.
Труд экспериментатора был, таким образом, тесно связан с трудом теоретика. Конечно, так часто бывает и с физиком наших дней, но чаще всего современный физик - экспериментатор имеет возможность работать только над теми узкоспециализированными теоретическими проблемами, которые находятся в прямой связи с областью, изучаемой им экспериментально.
В отличие от этих ученых Пьер Кюри долго работал над принципами симметрии в физических явлениях: сначала в связи со своими исследованиями в области кристаллографии и. пьезоэлектричества, а затем в гораздо более широком плане. Впрочем, если исследования, которые привели к формулировке общего принципа симметрии причин и следствий в физических явлениях, относительно хорошо известны, то многие другие работы по важнейшим проблемам, занимавшие мысли Пьера Кюри, не были даже опубликованы.
Научная атмосфера, царившая в ту эпоху, и отношения между учеными весьма отличались от тех, какие существуют в наши дни. Число ученых было невелико, издания немногочисленны... Только в годы после открытия полония и радия Пьер Кюри стал свидетелем быстрого нарастания темпа публикации научных трудов в различных странах.
Несмотря на нужду и недостаток средств для научной работы, Пьер Кюри был бескорыстен и не желал извлекать материальную выгоду из своих открытий и изобретений. Он радовался открытиям других ученых, как своим собственным.
Для оценки пути, пройденного наукой, характерен пример Пьера Кюри, ученого исключительной одаренности, всегда трудившегося спокойно и без спешки, но и почти без материальных средств. Каждая из многих его работ - открытие пьезоэлектричества, открытие законов симметрии в физических явлениях и основных законов магнетизма, наконец, совместно сделанное с Марией Кюри открытие радиоактивных элементов - могла бы прославить любого ученого.
Научные достижения произвели переворот в человеческой жизни. Смотря по тому, как люди используют результаты науки, могут быть получены великие блага или произведены огромные разрушения. Справедливо оценивая эти две стороны науки - благотворную и разрушительную, - многие ученые становятся активными противниками преступного использования достижений науки.
Успехи науки произвели переворот и в ней самой. Наше поколение еще не сумело приспособиться к новому ритму, который стал для нас неизбежностью. Нам становится все труднее быть в курсе всего нового, и часто это оказывается выше наших возможностей.
Мы колеблемся между слишком узкой специализацией, грозящей притупить нам ум, и распылением сил, что приводит к неэффективному их использованию. Мы стремимся присутствовать на лекциях, коллоквиумах, научных конференциях, но тогда нам не хватает времени для размышлений и собственной научно - исследовательской деятельности. Но мы убеждены, что молодые ученые, которых становится все больше и которые проникают в водоворот научных исследований, найдут то равновесие, которого нам не хватает сегодня. Для многих из них исследовательская работа - профессия, как всякая другая. Ее любят, сознательно отдают себя ей, не пытаясь заниматься всем сразу и с полной свободой пользуясь результатами работ, хотя бы и незавершенных, опубликованных в любой стране.
Но как быть ученым типа Пьера Кюри, творящим медленно, медленно проникающим вглубь разрабатываемых ими областей? Как приспособятся они?
Эту возможность им обязано предоставить общество, создавая ученым такого типа условия, наиболее благоприятные для проявления их творческих способностей.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.