Прошло немало времени - я «подковался». Не знаю, откуда у меня такое упорство взялось, даже интерес. Но только не хотелось когда - нибудь опять пережить такую обиду, как в тот день, когда мастер провел китайцев мимо моего станка.
Я обратил внимание на быстрорезы. Почему - то считалось, что быстрорежущая сталь не выдержит нагрузки, которую дает ось при черновой обработке. Однако вплоть до бурта, где кончалась «шейка оси», не слишком много нужно было снимать металла.
С таким слоем быстрорезы на других станках справлялись успешно - в этом я уже убедился. Я прикинул и решил работать комбинированными резцами. На толстых, с наплывами буртах оставил победиты особой заточки, а на «шейке» закрепил быстрорезы.
Но на этот раз я не самовольничал. Позвал мастера. Он подошел и начал потирать руки с таким видом, будто хотел сказать мне что - то чрезвычайно приятное. Но я знал, что приятного мастер ничего не скажет, просто у него привычка такая.
- Ну - с?... - Никита Петрович взглянул на меня поверх очков выцветшими глазами. - Опять станок не ладит? Опять тебе резцы с напайками сверхтвердого сплава?... Не могу, мил человек. Не могу!
- Хорошо, хорошо, - закивал я головой. - Но я хочу заменить победиты быстрорезами. Вот здесь, на «шейке».
- То есть как это заменить?
И я рассказал ему о своем замысле.
Когда Никита Петрович уяснил суть дела, он даже руки перестал потирать. Прокашлявшись, сказал:
- Гм, гм... Пожалуй, верно! Да, да, попробуйте. - Мастер сразу перешел на «вы». - Если что будет нужно, обращайтесь ко мне без стеснения.
Никита Петрович собрался было уходить, но вдруг вернулся к станку и спросил:
- Слыхал я, стихи пишете? Похвально, одобряю... Любопытно бы, так сказать...
Я почувствовал, что медленно и неотвратимо краснею.
- Полагаю, о рабочем классе пишете... У вас это должно получаться. Соприкасаясь, так сказать...
Заговорив уже не с рабочим, а с «поэтом», Никита Петрович перестроил свою речь на выспренный манер. Но мне вовсе не было смешно. Старик не угадал: как раз о рабочем - то классе стихов я не писал.
Но дело не в стихах.
Заменил я победитовые резцы быстрорезами - и они выдержали, хотя нагрузка была подходящая. Редко мне теперь приходилось бегать в «заточку». Выработка поползла вверх. И опять, лишь только я входил в заводской корпус, у меня начинало пощипывать глаза. Этакая глупая впечатлительность!
Как - то пришел я вечером заступать в ночную смену. Мой напарник, Костя Оглядкин, тощий, остроносый парень, готовил к сдаче станок. Он все еще не решался заменить победиты и работал по старинке, не очень прибыльно... И вдруг подзывает нас Никита Петрович. Лицо у него сердитое, красное, голос взволнован.
- Срывается график, товарищи! Сборочный цех простаивает из - за нехватки осей. Надо постараться и дать двойную выработку.
Оглядкнн запротестовал:
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.