Рассказ «Маша в Горках» написан по воспоминаниям Марин Михайловны Сысоевой, старого члена партии, двоюродной сестры известного революционера Ивана Васильевича Бабушкина.
Мария Ильинична, уходя в парк, сказала Маше:
- Смотри, чтобы Владимир Ильич не вставал, а в случае чего позови меня.
Маша на цыпочках вошла в столовую и села на стул у двери, боясь шелохнуться, чтобы Владимир Ильич не заметил, что она за ним наблюдает.
В мае он заболел. Ему нельзя было подниматься с постели. Все в доме бережно охраняли его покой.
Маша Сысоева жила в Горках, помогая по хозяйству своей сестре Александре Михайловне, домашней работнице Ульяновых. Осенью она по совету Надежды Константиновны собиралась поступить на рабфак.
Задумавшись, Маша не заметила, как Владимир Ильич встал с кровати, подошел к столу, быстро перелистал нечаянно забытую Марией Ильиничной книгу, снова лег и, увидев испуганные машины глаза, улыбаясь, погрозил ей пальцем.
Скоро Владимиру Ильичу стало легче. Он начал ходить в парк, но ему еще нельзя было читать книги и газеты, «чтобы не давать толчка напряженной работе мысли», как говорили врачи. Он подчинялся их требованиям, но сказал как - то Надежде Константиновне:
- Не могут же они сделать так, чтобы я не думал!
В парке Владимир Ильич встречался с детьми, разговаривал, шутил с ними.
Владимир Ильич открыл в парке под мохом грибной тайник и бывал очень доволен, когда находил там крепкие, коренастые боровички. Он рассказывал, как вкусно солили грибы в Сибири, прибавляя в рассол мяту.
Отдыхая, Владимир Ильич много гулял, с каждым днем здоровел, набирался сил.
Курсант Кремлевской школы Гриша, назначенный в охрану к Ленину, рассказал Маше, как однажды он, получив задание сопровождать Владимира Ильича во время прогулки, пошел за ним в некотором отдалении. Выйдя из парка следом за Ильичем, Гриша неожиданно потерял его из виду: Ленин свернул в лес и скрылся за густым кустарником. Только спустя час Владимир Ильич вышел из лесу и с детски - торжествующей улыбкой, заложив руки в карманы, прошел мимо сконфуженного курсанта.
- Он ведь старый подпольщик! - добавил, как бы оправдываясь, Гриша.
Вскоре Владимиру Ильичу разрешили читать и работать. Он сидел в раскладном кресле и со стремительной жадностью листал страницу за страницей свежие журналы.
В конце сентября Владимир Ильич совсем поправился. Однажды погожим осенним днем он с Надеждой Константиновной и Марией Ильиничной поехал в Коробовский лес за брусникой. Взяли с собой и Машу. Когда проезжали деревню Богданиху, прокатили по главной улице ребятишек.
В лесу было тихо. Пахло грибами и хвоей.
Углубляясь в лес, она думала о Грише: очень нравился ей этот статный смуглый парень. В свободное время они с ним катались на лодке, а накануне долго гуляли вечером по тихим аллеям парка... Маше стало так радостно, что захотелось петь. Голоса у нее большого не было, она пела просто для себя. Шла и пела.
Скоро ее позвали, и она поспешила к машине.
- Погляди, Володя, какой прекрасный букет нарвала Маша! - сказала Мария Ильинична.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Спортивное обозрение