В Шуше, у подножья Саяна

М Величко| опубликовано в номере №670, апрель 1955
  • В закладки
  • Вставить в блог

Весенними сумерками 8 мая 1897 года Владимир Ильич Ленин в сопровождении двух жандармов прибыл в глухое сибирское село Шушенское.

Никому дотоле неведомый географический пункт, затерявшийся в степных просторах Минусинско - Хакасской долины, вошел в историю. Он известен всему миру. Уже много лет тысячи паломников со всего света навещают историческое село, куда царское самодержавие отправило в ссылку великого революционера и мыслителя, выразителя дум и чаяний народа.

... Пассажирский автобус, курсирующий на линии Минусинск - Шушенское, плотно набитый людьми, мчится по широкому тракту. На сорок втором километре неожиданно вырастает каменный обелиск, надпись на котором гласит:

В. И. Ленин в 1897 г.

выслан в село Шушенское, где находился до 1900 г.

Слова «в село Шушенское» окаймлены ярко - желтой стрелой, указывающей поворот с тракта на шоссе. И автобус, везущий очередную партию экскурсантов, сворачивает, как показывает стрела, вправо.

С волнением и трепетом ступаем мы на землю, где почти три года провел в изгнании Владимир Ильич.

Какое оно, это самое «Шу - шу - шу», как называл место своей ссылки Ленин?... Как здесь жил Ильич?... Как теперь живут люди?

ИСТОРИЯ ШУШИ

«Шу - шу - шу - село недурное», - писал Владимир Ильич своей матери в первые же дни после прибытия в Шушенское.

Полное теплоты и нежности письмо рассказывало, что тут есть и лес и вода, где можно будет купаться, и пейзаж неплох: на горизонте видны Саянские горы.

«Значит и по части художественности кое - что есть, и я не даром сочинял еще в Красноярске стихи: «В Шуше, у подножья Саяна...», но дальше первого стиха ничего, к сожалению, не сочинил!»

Это было бодрое, оптимистическое письмо для успокоения материнского сердца, которое уже вынесло один страшный удар - казнь сына Александра, старшего брата Владимира Ильича, за участие в покушении на царя, а теперь еще удар - ссылка Володи в далекие сибирские края... Но вот по просьбе своей сестры Марии Ильиничны Ленин в письме 19 июля 1897 года нарисовал реальную картину этой непробудной глуши:

«Ты просишь, Маняша, описать село Шу - шу - шу... Гм, гм! Да ведь я, кажись, однажды уже описывал его. Село большое, в несколько улиц, довольно грязных, пыльных - все как быть следует. Стоит в степи - садов и вообще растительности нет. Окружено село... навозом, который здесь на поля не вывозят, а бросают прямо за селом, так что для того, чтобы выйти из села, надо всегда почти пройти через некоторое количество навоза. У самого села реченка Шушь, теперь совсем обмелевшая. Верстах в 1 - 1,5 от села (точнее, от меня: село длинное) Шушь впадает в Енисей, который образует здесь массу островов и протоков, так что к главному руслу Енисея подхода нет. Купаюсь я в самом большом протоке, который теперь тоже сильно мелеет. С другой стороны (противоположной реке Шушь) верстах в 1,5 - «бор», как торжественно называют крестьяне, а на самом деле преплохонький, сильно повырубленный лесишко, в котором нет даже настоящей тени (зато много клубники!) и который не имеет ничего общего с Сибирской тайгой, о которой я пока только слыхал, но не бывал в ней (она отсюда не менее 30 - 40 верст). Горы... на счет этих гор я выразился очень неточно, ибо горы отсюда лежат верстах в 50, так что на них можно только глядеть, когда облака не закрывают их... точь в точь как из Женевы можно глядеть на Монблан... Поэтому на твой вопрос: «На какие я горы взбирался» - могу ответить лишь: на песчаные холмики, которые есть в так называемом «бору» - вообще здесь песку достаточно».

Это было типичное глухое сибирское село.

В 1947 году шушенцы отмечали две исторические даты: двести лет существования села и пятьдесят лет с того дня, когда прибыл сюда в ссылку Владимир Ильич Ленин.

История села уходит вглубь тех времен, когда русские люди впервые появились в долине Южного Енисея. В 1709 году передовые отряды казаков Красноярского гарнизона, завоевывая новые земли, достигли подножья Саянских гор. В этом месте река Енисей, которую тунгусы называли «Ионессы», а другие «инородцы» - «Улу - кем», что в переводе одинаково означало «Большая вода», бурно вырывается из горных теснин и могучим потоком устремляется на просторы Минусинско - Хакасской долины. Здесь, на правом берегу Енисея, казаки основали небольшую крепость - Саянский острог, а вблизи крепости стали заводить пашенные заимки. Одна из таких заимок была построена на берегу речки Шушенхи при впадении ее в протоку Енисея. Когда началась разработка! медных рудников у горы Омай - Тура, шушенская заимка стала быстро заселяться... Первое письменное упоминание о Шушенском историки нашли в указах Красноярского воеводства за 1747 год. Известный путешественник академик Падлас, совершивший поездку по Енисею, подробно описал это поселение. «Деревня Шуша, - сообщал он, - состоит из 26 дворов зажиточных крестьян и 5 казачьих изб. С полверсты оттуда видно четвероугольное на ровном месте и уже заросшее городище, округом шагов на тысячу и только в северо - западном углу проезд имеющее... Вообще место, кажется, было выбрано к укреплению и выгодно». К концу XVIII века Шушенское сделалось уже волостным центром, а в начале XIX века енисейский губернатор стал направлять сюда «государственных преступников».

Первым из политических ссыльных в село Шушенское был водворен после отбытия каторги в Забайкалье декабрист П. И. Фаленберг. Он прожил в Шуше 23 года - с 18 декабря 1832 года до объявления амнистии декабристам. В 1836 году сюда был прислав, также после отбытия каторги, второй декабрист, А. Ф. Фролов. В 1860 году под усиленным полицейским надзором здесь находился известный революционер - утопист М. В. Буташевич - Петрашевский, водворенный в это далекое село после семилетней каторги на Шилке. Отбывали ссылку в Шушенском народники, участники польского восстании и в девяностых годах прошлого столетия - социал - демократы, эти «декабристы конца XIX века», арестованные царским правительством в декабре 1895 года деятели петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса».

Сюда был сослан и великий вождь революции Ленин.

Владимир Ильич заметил не только унылый вид села. Такой же убогой была и жизнь крестьян, придавленных безысходным идиотизмом деревенской жизни в царской империи.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены