На американском пароходе, шедшем из Констанцы в Балтимору, я познакомился с третьим помощником капитана, рослым юношей с обветренным лицом.
- Я хожу на этой посудине уже четвёртый год, - сказал он, - Выбрался на командную должность, а вынужден, как и прежде, подрабатывать на окраске палубы.
Помощник капитана нахмурился, помолчал и добавил:
- Хоть как-нибудь надо скопить немного денег: хочу поступить в университет. А кроме того меня давно ждёт невеста. Ведь без денег у нас в Штатах жениться нельзя...
Первое знакомство сразу же открыло мне глаза на неприкрашенную американскую действительность. Официальная же пропаганда, вопреки фактам, старается показать жизнь в Америке в розовом свете. Газеты, журналы, книги, кино, радио, телевидение на все лады рекламируют «райскую» жизнь под сенью «американской демократии».
Проехав Соединённые Штаты и добрую половину стран Латинской Америки, я познал цену хвалёного «американского образа жизни», своими глазами увидел, как живёт, вернее, влачит существование, подавляющее большинство юношей и девушек американского континента.
Особенно разительны контрасты в Нью-Йорке. Центр города залит электрическим светом. Рестораны, гостиницы, магазины, роскошные особняки, многоэтажные дома. Здесь живут богачи. Но стоит выехать за пределы этих центральных кварталов, как взору представится ужасающая картина нищеты. Сотни тысяч людей влачат жалкое существование в трущобах Нью-Йорка. Мне показали жилище трёх молодых рабочих в доме на 4-й стрит. Тёмная, зловонная комната с обвалившейся штукатуркой, протекающий потолок, сгнившая рама в окне, холод, грязь, множество тараканов и бегающие даже днём мыши и крысы. За эту, с позволения сказать, квартиру её обитатели платят треть своего заработка.
На улицах Нью-Йорка много нищих. В Гарлеме и на Ист-Сайде бросается в глаза масса подростков, шатающихся без дела. Им пришлось бросить школу, так как у родителей нет средств, чтобы дать им возможность закончить учёбу хотя бы в начальных школах.
Ещё более мрачная картина с образованием детей и молодёжи в странах Латинской Америки.
В Бразилии, например, для большинства молодежи закрыт доступ к образованию вообще. По свидетельству муниципального советника Федерального округа Энрике Миранда, в этой стране с населением свыше чем 50 миллионов не хватает школ для 5 миллионов детей и подростков. По сведениям газеты «Коррейо да манья», в Бразилии получают образование всего лишь 30 процентов детей школьного возраста. Из всех учащихся начальной школы только 7 процентов поступает в гимназию, а в высшие учебные заведения после окончания гимназии идёт лишь около 10 процентов.
Известный уругвайский писатель Хесуальдо рассказывал, что тяжёлое материальное положение трудящихся вынуждает уругвайских детей оставлять школу чаще всего после первого или второго года обучения. По данным газеты «Импренса популар», в Гондурасе учится не более 20 процентов детей школьного возраста. Во всех странах Латинской Америки, насчитывающих в общей сложности немногим более 150 миллионов человек, не посещают школу 19 миллионов детей и подростков.
Нужда, постоянное недоедание, безработица в США и странах Латинской Америки толкают молодёжь на путь беспризорности и преступлений. Бюллетень конгресса Соединённых Штатов «Конгрешнл рекорд» недавно опубликовал данные о росте преступности среди несовершеннолетних. «В 1952 году, - предсказывает бюллетень, - в Соединённых Штатах будет обвинено в нарушении закона около миллиона детей и подростков; из них приблизительно 300 тысяч будет отдано под суд».
В Рио-де-Жанейро мне довелось присутствовать на разбирательстве одного «сенсационного» дела. Пятнадцатилетний юноша убил своего приятеля. Когда убийца был уличён, он признался, что совершил преступление под влиянием американских кинофильмов и детективных романов, а также издающегося в Бразилии американского журнала-комикс «Джиби», где на каждой странице смакуются всевозможные побоища.
- Я хотел испытать, что чувствуешь, когда убиваешь человека... - спокойно объяснил убийца.
На суде выяснилось, что этот подросток уже три года как бросил школу из-за тяжёлого материального положения семьи. В результате он быстро опустился, связавшись с компанией ребят, промышлявших мелкими кражами в бильярдных и барах.
В Рио-де-Жанейро и крупнейшем промышленном центре Сан-Пнуло по улицам бродят сотни оборванных ребятишек, выпрашивающих милостыню, а при удобном случае выкрадывающих сумку или бумажник... Только в Федеральном (столичном) округе насчитывается около 300 тысяч беспризорных детей. Газета «Коррейо да манья» признаёт, что «Бразилия - страна, где совершается самое большое число преступлений, ибо это страна беспризорных детей, несовершеннолетних преступников».
Тот факт, что беспризорность и преступность среди молодёжи являются прямым следствием тяжёлого положения трудящихся масс, вынуждены признать и правящие круги Бразилии. Министр юстиции Неграо де Лима заявил: «Почти все дети - преступники и беспризорные - выходят из «фавел» (трущобы на холмах в центре и на окраинах столицы, где живёт беднота, главным образом негры)».
Другие страны Латинской Америки не уступают Бразилии первенства в преступности.
Чилийский судья по делам несовершеннолетних Самуэль Гахардо утверждает, что по детской преступности именно Чили занимает первое место после Соединённых Штатов. По официальным данным, только в столице Чили Сант-Яго насчитывается 10 тысяч малолетних преступников. Аргентина тоже кишит несовершеннолетними правонарушителями. Газета «Ла насьон» сообщает: «Не проходит и дня, чтобы в хронике происшествий не отмечались преступления, совершённые юношами и девушками, из которых многие почти дети».
Как следствие ужасных условий существования и отвратительного состояния здравоохранения, смертность в детские и юношеские годы доходит в странах Латинской Америки до потрясающих размеров. В Бразилии, по данным, опубликованным в печати, каждые 42 секунды умирает один ребёнок. Только на первом году жизни в этой стране погибает ежегодно около 750 тысяч детей. Средняя продолжительность жизни в Рио-де-Жанейро, по подсчётам профессора Педро Эскудеро, составляет 23,1 года. В Чили, в столичном пригороде Ногалес, насчитывающем около 15 тысяч населения, в результате недоедания и различных заболеваний ежегодно умирает более тысячи детей и подростков. В Аргентине, по данным министерства здравоохранения, «из общего количества умерших всех возрастов 49,2 процента составляют дети до 15 лет».
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.