Точно такой же процесс постепенного углубления и переосмысления первоначального замысла налицо и в романе «Анна Каренина». Намереваясь сначала написать роман из светской жизни, Толстой создал глубокое социально - психологическое произведение, дал развёрнутую картину жизни послереформенной России. Над «Анной Карениной» Толстой работал четыре года. Черновые варианты и отдельные редакции романа составляют более 36 печатных листов.
Третий крупнейший роман Толстого, «Воскресение», создавался с большими перерывами 10 лет (1889 - 1899 годы). Вначале Толстой работал над повестью, в основу которой был положен случай, рассказанный писателю юристом Кони. Но постепенно повесть превратилась в большое социально - политическое произведение, «до корня» разоблачавшее всю фальшь государственного строя царской России. Имеется шесть отдельных редакций всего романа, весьма отличающихся друг от друга по объёму и идейной направленности.
Последнее крупное произведение Толстого, «Хаджи Мурат», имеет десять редакций.
Говоря о творческой работе Толстого, беспощадно требовательного к себе великого труженика, невольно вспоминаешь слова, сказанные о нём А. М. Горьким: «60 лет звучал суровый и правдивый голос, обличавший всех и всё; он рассказал нам о русской жизни почти столько же, как и вся остальная наша литература... И книги его останутся в веках, как памятник упорного труда, сделанного гением».
В 7-м номере читайте о нашей первой женщине-дипломате Александре Коллонтай, об истории написания портрета баронессы Икскуль фон Гильденбант – одного из самых известных произведений Ильи Репина, о жизни известнейшего театрального деятеля Владимира Ивановича Немировича-Данченко, о наших замечаетельных мастерах – реставраторах Русского музея, о создании свадебного марша Мендельсона, о великом русском ученом и путешественнике Николае Николаевиче Миклухо-Маклае, новый детектив Елены Колчак «Смерть в замке» и многое другое.