Михаил Серёгин очень молод. Он самозабвенно влюблён в жизнь, в хороших людей, в свою профессию журналиста.
В армейскую газету, куда направил его военкомат, Серёгин пришёл с мечтой «о трудных поездках, о больших корреспонденциях из района боёв, с глубоким анализом действия наших частей, об очерках, которые прочитывали бы залпом... о том, чтобы бойцы, развёртывая газету, говорили:
- Ага! Опять статья Серёгина. Надо обязательно прочитать... Здорово пишет!»
Но пока в район боёв выезжал «сам Тараненко», начальник отдела. А Миша, наблюдая за тем, как, возвратившись в редакцию, Тараненко уверенно диктовал машинистке свою статью, восхищался и завидовал. Это было так похоже на его идеал! Сначала Серёгину «давали править военкоровские письма и писать авторам ответы, под которыми подписывался Тараненко». А если и посылали в командировку, то только вместе с Данченко - собирать «крупицы боевого опыта». И он собирал их с воодушевлением, «но напечатанные, сильно сокращённые секретарём заметки, под которыми даже не было подписи, а стояло в скобках «Наш корр.», показались ему пресными, как манная каша в военторговской столовой, хотя, может быть, и не менее полезными».
Так рассказывает Александр Гончаров о первых шагах главного героя своей повести - военного журналиста Михаила Серёгина, - рассказывает тепло, с добрым, душевным юмором, которым, кстати сказать, пронизана и вся повесть. По мере того, как мужает и закаляется герой повести, освобождаясь от юношеских, неглубоких представлений о труде военного журналиста, авторская улыбка всё чаще уступает место гордости за героя.
Серёгина окружают разные по характерам, но одинаково преданные своему делу, хорошие советские люди. И хотя не все они показаны с достаточной полнотой, автор сумел у каждого из них выделить именно те черты, которые больше всего определяют их индивидуальность, благодаря которым они запоминаются читателям.
Очень мало места отведено в повести редактору газеты Макарову. Но читатель хорошо видит этого спокойного и молчаливого батальонного комиссара, получить от которого скупую похвалу на редакционном совещании было большой честью для каждого работника. Более полно очерчен ответственный секретарь редакции Станицын. Не только для Серёгина, но и для других он был «воплощением порядка и аккуратности». Начальник отдела капитан Тараненко выступает в повести человеком большого и чуткого сердца, опытным и талантливым журналистом.
Лучшие люди небольшого коллектива армейских журналистов вызывают у читателя чувство глубокой симпатии. Этому способствует и то, что автор подчас показывает нам их через восприятие главного героя - Серёгина.
Ясная, открытая душа молодого журналиста впитывает в себя всё хорошее, что есть в коллективе газеты. Характер Серёгина, формирующийся на глазах читателя, представляет собой как бы сплав из того, что Серёгин перенял от своих старших товарищей, что взял из своего личного боевого опыта военного журналиста. Уже в первой самостоятельной поездке на линию огня Серёгин проявляет замечательную выдержку, мужество, готовность принять на свои плечи тяжесть нелёгкой солдатской жизни. Как журналист он также возмужал, и ещё недавние наивные представления о лёгкости труда военного корреспондента преодолены в нём навсегда. Это не остаётся незамеченным для его товарищей. Встретившись в районе боёв с писателем Незамаевым, Серёгин спрашивает у него:
« - Скажи мне, ради бога, Вячеслав, по - дружески: может, мне за этот высокий жанр и не стоит браться? Уж больно тяжело он мне даётся. Да и вообще я как - то мучительно пишу... Пока пишу - ничего, а потом кажется - всё не так...»
И насмешливый, порой грубоватый Незамаев, называвший Серёгина «младшеньким» политруком, с нежностью отвечает:
« - ... Да ведь это и хорошо, ведь так и надо, чтобы с муками писалось, с болью... легко пишут только самодовольные халтурщики».
Таким самодовольным халтурщиком в редакционном коллективе оказался инструктор отдела информации Косин. К этому «королю репортажа» и «виртуозу факта» Серёгин всегда относился с неприязнью, а когда Косин в погоне за сенсацией и личной славой дал в газету ложную информацию, молодой журналист почувствовал к нему глубокое презрение.
Партийное собрание, на котором обсуждался поступок Косина, было уроком для всех работников газеты и, в особенности, для молодого журналиста Серёгина. Он ещё глубже проникся чувством ответственности за высокое звание советского журналиста, ещё лучше разглядел своих старших товарищей - коммунистов.
На передовой линии фронта, в трудных походах через горные перевалы, в боях Михаил Серёгин знакомится с новыми людьми, с восхищением следит за подвигами наших солдат и офицеров, учится у них встречать препятствия, тяжёлые бои, «как..... полагается русским солдатам: без страха, мужественно и спокойно».
Зная, что лучшим местом для него во время сражения был бы наблюдательный пункт командира полка, куда стекались все донесения о наступлении, Серёгин всё же остался в стрелковой роте. Он не хотел, чтобы солдаты заподозрили корреспондента в трусости, чтобы тень легла на всю газету. Вместе с солдатами журналист идёт в бой.
Постепенно, от события к событию, растёт, мужает военный корреспондент Серёгин. И в этом одна из привлекательных черт повести.
Показывая становление характера своего героя, писатель раскрывает юношескую чистоту его души. Неповторимая свежесть первого чувства, которое испытывает Серёгин к разведчице Наташе, делает его ещё более обаятельным. С той минуты, когда Серёгин впервые увидел тоненькую смуглую девушку и несколько развязно, потому что уж очень оробел перед ней, воскликнул: «Привет!... Наши новые соседи?», - и до того дня, когда Наташа сказала ему так просто и так доверчиво: «Здравствуйте, Миша!», - это чувство выросло в большую, настоящую любовь, переполнившую его сердце.
В своей повести А. Гончаров показывает также яркие картины партизанской борьбы, рисует образы скромных и мужественных подпольщиков. Но, отвлекая внимание читателя от судьбы армейских журналистов, от фронтовой жизни, писатель не сумел избежать некоторой композиционной несобранности, отрывочности.
Несмотря на отдельные недостатки, повесть «Наш корреспондент» свидетельствует о ярком даровании её автора. Александр Гончаров создал образы, которые могут служить примером.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.