На строительстве высотной гостиницы, что на Дорогомиловской набережной, рабочий день в разгаре. Дробный стук молотков, урчание автомашин, грохот железа, возгласы строителей слились в мощный трудовой гул.
Но вот всё стихает. Обеденный перерыв... В будущем комфортабельном номере на деревянных мостках расположился на обед облицовщик Сергей Пискун со своими помощницами Ириной Васильевой и Валентиной Фроловой. Девчата тянули молоко прямо из горлышка бутылок и поглядывали на озабоченного, хмурого Сергея. Наконец Ирина старательно отёрла уголком косынки губы, сказала:
- Вон опять «молнию» понесли. Коля Бацура, говорят, на пятьсот процентов норму выполнил.
Сергей отвернулся и посмотрел на затянутую лёгкой синей дымкой панораму Москвы. «Опять Коля Бацура», - подумал он и вздохнул.
А к вечеру, после окончания рабочего дня, инженер Олег Ширяев, обходя участок, увидел, как у сложенных в штабеля облицовочных блоков суетился Сергей Пискун со своими помощницами. Инженер прислушался.
- Вот, держи метр, - Сергей протягивал Ирине Васильевой металлическую ленту. - Теперь быстро найди мне марку номер семь.
Девушка нагнулась к плитам, выбрала одну из них и подала ему.
- Ну о чём ты думаешь? - рассердился Сергей. - Какая же это седьмая марка? Это же угловая - пятнадцать на тридцать пять! Так мы никогда быстро работать не будем. Марки блоков надо знать.
- Разве их все запомнишь, Серёжа? - опустила руки Ирина. - Ведь этих марок шестьсот двадцать!
- Ну, а как же я всё помню? - И, отвернувшись, проговорил: - У всех помощницы как помощницы...
- Ну, Серёжа, не надо, давай сначала.
... Через несколько дней на стройке появилась «молния», сообщавшая о первых успехах Сергея Пискуна и его помощниц.
Днём к Сергею зашёл секретарь комсомольской организации Александр Фёдоров и предложил создать комплексную бригаду. Бацура уже такую создал. Это и будет поточным методом работы.
- Давай список, кого ты хочешь взять в бригаду из каменщиков, из плотников, из подручных.
Сергей пообещал подумать. После работы он с листком бумаги и карандашом присел на кирпичи. Позади молча стояли девчата и выжидающе смотрели на него. Сергей рассуждал вслух:
- Так, каменщиком возьму Ивана Колонкина, старательный парень... Так, один есть. Плотником попрошу дядю Федю, опытный рабочий... А кого же в помощницы взять? - Сергей нахмурился.
- Серёжа, - робко раздалось за спиной; Сергей не поворачивался. - Серёженька, возьми нас... мы будем стараться.
Сергей не выдержал, засмеялся:
- Ну, смотрите, девчата, чтобы работать на совесть. А нет, так идите в другую бригаду.
Комплексный метод работы себя оправдал. Работа спорилась. Не успевал Сергей назвать марку блока, как девчата уже подавали нужный блок и быстро клали раствор. Каменщик тоже включился в чёткий трудовой ритм. А плотник заготавливал новые площадки даже быстрее, чем бригада успевала подняться на следующий блок: «Пожалуйста, товарищи, поднимайтесь выше!»
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.