Обыкновенная общая тетрадь. Надпись: «Начата в марте 1951 года». Здесь заметки, расчёты, график работы - точь-в-точь как в вахтенном журнале. Это записи Геннадия Бовши, начальника комсомольско-молодёжного земснаряда. Приводим некоторые из них.
Назначен начальником земснаряда № 508. Но пока земснаряда нет, есть корпус, на нём собран землесос и главный мотор. Идёт монтаж. С большой водой выйдем на участок. Команда - всего шесть человек, вместе со мной. Составил список, но людей совсем не знаю. Команда изучает меня, я - команду. Правда, трое багермейстеров окончили недавно наш техникум, но близко их не знаю.
Спрашивают, за что получил медаль «За доблестный труд». Рассказал, что когда в 1944 году открылось наше Ростовское мореходное училище имени Георгия Седока, то учиться было ещё негде, нужно было сначала восстановить здание. Я полгода работал плотником. Награда за восстановление Ростова. Рассказал, что два года был на Каспии, на Азовском море.
Как-то мимоходом услышал разговор: «Ну, как наш начальник?» «Моряк!». Что ж, приятно слышать.
Команда подписала социалистическое обязательство - закончить монтаж на двадцать дней раньше срока. Сами начинаем монтаж лебёдок и опорной рамы, а также установку мотора разрыхлители.
В нынешнюю весну 51-го года - последнее половодье на Дону. Паводок очень большой. Земснаряд приняли и хотели завести в забой. Но вода поднялась, и под линией высокого напряжения не пройдём. Стоим: ждём решения. Может быть, её поднимут или выключат на несколько минут. Но сейчас пока стоим. Команда подобралась хорошая, успели подружиться: старший багермейстер коммунист Владимир Демидович Соболенке, сменные багермейстеры комсомольцы Николай Есаулов, Степан Попов, Александр Венгелев, старший механик комсомолец Михаил Найдёнов.
боролись со штормом. Наконец удалось вбить сваи и закрепиться. Все, конечно, мокрые. Остановились метрах в семи от линии высокого напряжения.
Начали работать 3 июня. В первый день авария. Лопнул резиновый шланг. Стали доискиваться, почему это произошло. Вот уже две недели ведём расследование и выясняем, что на стыках и в дальнейшем могут лопаться шланги: на стыках нужно большее сопротивление.
Послали в управление гидромеханизации рационализаторское предложение: заменить шланги на металлические шаровые соединения. Партбюро и его секретарь Иван Иванович Фивинцев поддержали нас, решили, что и на других земснарядах можно перейти на такие соединения.
Вчера в смену Степана Попова намыли 11 500 кубометров при норме 5 500. Попов организовал комплексное соревнование: сменный прораб на карте намыва, машинист перекачивающей станции и сменный багермейстер обязались удвоить намыв; от этих трёх людей, особенно прораба и багермейстера, зависит успех.
Моторы и механизмы хорошо просмотрены и поэтому хорошо работали. Грунт идёт густой: при норме содержания песка в воде 10 процентов давали до 30 процентов.
Настроение было такое: машинисты бегают, следят за маслом, чтобы вал и подшипники не перегрелись; приходят в рубку то электрики - звонят прорабу, то механики - и тоже справляются, как идёт грунт. Сегодняшний рекорд - пример того, как надо организовать работу.
Вчера прямо в рубке провели собрание о комплексном методе. Были сменные прорабы, старший прораб Владимир Михайлович Зверев, тут же наши багермейстеры и механик с перекачивающей станции. Разговор был принципиальный. Выставили друг другу свои требования. Теперь дело должно лучше пойти.
лева. Двенадцать часов на вахте в ночное время стоять трудно. Но Александр почти не спал.
В октябре заняли первое место в соревновании. Нам вручили переходящее Красное знамя ВЦСПС.
Ноябрь. Знамя у нас.
Хорошо работает комсомольский контрольный пост нашего механика Найдёнова. Днём он на вахте, ночью на участке, куда мы намываем грунт. Никому не даёт покоя. Вышла «молния» о нарушении комплексной работы в одну из смен. Прицел правильный.
В ночь на 21 декабря 1951 года. Мороз. Вода образует наледь, и понтоны садятся. Смена Степана Попова объявила аврал. Обкалывают лёд. Поработают, побегут на минутку обсушиться, согреются - и опять за дело. А ветер штормовой! Намыв продолжается. Картина такая: фонари, факелы, прожектора светят, и какие-то фигуры с ломами, лопатами на льду. Но ничего, весело идёт работа. Утром работу продолжала смена Александра Венгелева, а в следующую вахту - смена Николая Есаулова. К утру мороз ослаб, и я пошёл спать. На вахте стоял больше суток.
Рассказали, что вчера на намыве образовался прорыв валика. Кто-то был из команды. Он лёг и закрыл промыв своим телом, пока не забросали валик песком. А ведь декабрь. Просили меня узнать, кто это сделал. Спрашивал у Найдёнова (он был там ночью) - не знает. Узнавал, не заболел ли кто из наших. Нет. Все здоровы. Так и не нашли.
Подвели итоги работы. На 1 января 1952 года намыли 1 670 тысяч кубометров грунта, а норма была 1 100 тысяч.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Что рассказал Михаил Гаспарьян, лаборант Большого бетонного завода