Пискарёв:
«Вас ненавидеть? Мне? Я!», «О, буду, буду, буду!», «Где же она! дайте мне ее!»
Пирогов:
«Мне нужно, моя миленькая, заказать шпоры. Вы можете мне сделать шпоры? хотя для того, чтобы любить вас, вовсе не нужно шпор, а скорее бы уздечку».
Гоголь пишет:
«... Поручик Пирогов имел множество талантов, собственно ему принадлежавших. Он превосходно декламировал стихи из «Дмитрия Донского» и «Горе от ума», имел особенное искусство пускать из трубки дым кольцами так удачно, что вдруг мог нанизать их около десяти одно на другое. Умел очень приятно рассказывать анекдот о том, что пушка сама по себе, а единорог сам по себе».
Слова «множество талантов» Гоголь употребляет здесь в противоположном значении, подчёркивая этим поверхностность, легкомыслие Пирогова и выражая своё насмешливое отношение к нему.
Совершенно своеобразным языком описана красавица. Это романтический образ. Отсюда и романтическая восторженность, приподнятость, сверкающие краски в описании её красоты.
Эпитеты: «ослепительная белизна», «гнев обворожителен», «сладкие приказания»; сравнения: 'волосы, «прекрасные, как агат», голос, «как арфа»; метафоры: «она была какою-то ужасною волею адского духа... брошена с хохотом в свою пучину», «уста были замкнуты целым роем прелестнейших грез».
Синтаксическое построение речи тоже соответствует романтическому содержанию образа: очень много восклицаний, в которых удивление, восхищение красотой.
«О, какое небо! какой рай! дай силы, создатель, перенести это! Жизнь не вместит его, он разрушит и унесёт душу!» «создатель, какая чудесная рука!»
Даже в повествовательных предложениях - восторженность, стремительность, страстность. Это достигается употреблением большого количества синонимов, поставленных рядом: «Она бы составила неоцененный перл, весь мир, весь рай, всё богатство страстного супруга», «его идеал, его таинственный образ, оригинал мечтательных картин».
Этот резкий контраст между её необыкновенной красотой и ужасным положением усиливает трагичность образа. Положение девушки вызывает к ней не презрение, не отвращение, а ужас и «разрывающую жалость».
С другой стороны, романтическая фразеология, патетические, восторженные возгласы раскрывают психологию и восприятие Пискарева-романтика. Ему, восторженному мечтателю, девушка представляется каким-то неземным существом. Поэтому и краски, которыми нарисован её образ, - яркие, сверкающие, ослепительные.
«Невский проспект» - это мир контрастов, и эта разоблачающая особенность произведения на каждой его странице подчёркнута автором тем великолепным и точным оружием, каким является наш богатый и выразительный русский язык.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.