Неповиновение

Ахмед Аббас| опубликовано в номере №632, сентябрь 1953
  • В закладки
  • Вставить в блог

Ахмед Аббас - прогрессивный индийский писатель. Основная тема его произведений - жизнь молодёжи, рост её самосознания и борьба с патриархальными пережитками.

Рассказ «Неповиновение» - история студентки Гуль Бану, выступившей против кастовых предрассудков, - характерен для творчества писателя.

В переводе на русский язык рассказ «Неповиновение» публикуется впервые в журнале «Смена».

Как удивительно хорош декабрь в Бомбее! Море совсем рядом, и поэтому климат здесь тёплый и мягкий - не то что на севере.

Декабрь в Бомбее - время туристов и оживлённой торговли. Рестораны, кафе, театры и кино всегда полны народу. Жизнь в городе бьёт ключом.

Гуль Бану восемнадцать лет, и душа её полна каких - то неясных порывов, а в голове теснится целый рой всевозможных планов.

Гуль Бану уже третий год учится в медицинском институте. Скоро она получит диплом врача. Мысль об этом её приятно волнует: вырвавшись из домашнего плена, она будет вести независимую, самостоятельную жизнь. У неё уже выработан план будущей жизни: она откроет поликлинику в рабочем районе, будет лечить несчастных женщин и детей, которые ютятся в тесных, тёмных каморках и так бедны, что не могут даже позволить себе потратиться на доктора и ходят почти голыми, так как им нечем прикрыть свою наготу.

Нет, в мыслях девушки о будущем нет места деньгам. Её отец двадцать пять лет служил управляющим на текстильной фабрике и хорошо зарабатывал. Но Гуль Бану с детства питала отвращение к тому порядку, служа которому её отец нажил себе состояние. Ей не раз приходилось наблюдать, как отец притеснял рабочих. Она видела роскошный дворец банкира Сулемани в Малабарских горах и тёмные, зловонные чалины рабочих его фабрики.

Гуль Бану всей душой стремилась изменить порядки, эту несправедливость, и поэтому её не устраивала одна лишь врачебная практика. Как врач, она получит доступ в любой дом и сумеет на многое раскрыть глаза тёмным, забитым рабочим и их жёнам. Она расскажет им об их правах, будет готовить их к грядущим боям за новый мир, мир справедливый.

Ведь она многое повидала на фабрике, где работал её отец, и в больнице при медицинском институте. Девушка читала листовки, видела красные знамёна рабочих на демонстрациях и прочитала все книги о социализме, какие только могла осилить. Чьё сердце могло бы остаться спокойным под напором этих новых мыслей?! И, повинуясь духу времени и голосу своей совести, девушка твёрдо решила, что её место - в рядах этого движения.

В мире своих мечтаний она не была одинока. Везде с нею рядом был её будущий муж - друг и товарищ, делящий с ней все радости и неудачи. Она так часто думала о нём и об их совместной жизни, что порой ей начинало казаться, будто он существует на самом деле.

Однажды, погружённая в свои мысли, она вышла из института и направилась к трамвайной остановке. И тут её окликнул Моти Лал.

Они занимались в одной группе. Он был молчалив и застенчив. В анатомичке им приходилось работать за одним столом. Хотя они встречались здесь по нескольку раз в неделю, их разговор ограничивался обменом приветствий или двумя - тремя деловыми фразами. Моти Лал держал себя нелюдимо, хотя на самом деле был довольно отзывчивым человеком. Ему всегда казалось, что, заведи он разговор попространнее, Гуль Бану с позором прогонит его. Но сегодня погода действовала так ободряюще, что он отбросил все опасения и решил пригласить девушку в кино, хотя и не был уверен в её согласии.

- Вы далеко идёте? - начал разговор Моти Лал.

Гуль Бану уже давно догадалась, что Моти Лал не прочь познакомиться с ней поближе, только всё никак не решится. И девушка ждала, когда же он, наконец, прямо скажет ей об этом.

- Домой, конечно. Мне больше некуда идти, - ответила Гуль Бану, улыбаясь.

- В таком случае зачем же торопиться? Сегодня идёт «Луи Пастер» с участием Поля Муни. Если вы ничего не имеете против, мы могли бы посмотреть эту картину.

Гуль Бану заколебалась. Вот уж третий год учится она в институте, но до сих пор ни разу не была в кино с молодым человеком: родители никуда, кроме института, не отпускали её одну... Если принять предложение Моти Лала, дома наверняка придётся выдержать бурную сцену. Однако соблазн был велик. Поль Муни - её любимый актёр... Фильм о Луи Пасторе, знаменитом французском враче. Из всех студентов медицинского института, вероятно, одна она ещё не посмотрела этого фильма.

- Но вы, наверное, уже были на этой картине? - спросила она Моти Лала.

- Да, но я с удовольствием посмотрю ещё раз.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены