Читатель «Смены» С. Моруз (ст. Пятихатка, Днепропетровской области) прислал в редакцию письмо, в котором он просит больше публиковать материалов из истории комсомола. Мы обратились к одному из первых комсомольцев, делегату десяти съездов комсомола поэту Александру Безыменскому, с предложением поделиться своими воспоминаниями о первом съезде комсомола.
Дом № 4 по Малому Харитоньевскому переулку встретил нас ярким плакатом, торжественным гулом, веселым пением. Юноши и девушки держали в руках мандаты, написанные в большинстве случаев от руки, с диковинными, порой самодельными штампами и печатями, включавшими слова с буквами «ять», «твердый знак». Товарищ, сидевший за столиком мандатной комиссии, читал вслух наименования организаций молодежи, и мы сразу смогли узнать имена своих соратников по борьбе, ставших участниками съезда.
- Московский Социалистический Союз рабочей молодежи «Третий Интернационал»...
- Первый свободный Союз Новоладожской молодежи...
- Кружок Союза молодежи Большой Вишеры...
- Порецко-глазковский кружок крестьянской молодежи Можайского уезда...
- Смоленский Союз рабочей молодежи... Слова «рабочей» или «крестьянской» стояли в заголовке почти всех мандатов.
Председатель мандатной комиссии взял в руки огромный мандат с типографским штампом и с явным уважением прочел, вернее, продекламировал:
- Социалистический Союз рабочей молодежи. Петербургский Центральный Исполнительный Комитет...
Этот мандат вызвал шепот восторга и зависти. Вот ведь как назвали себя! Пышновато, конечно, да на то питерцы!...
Медленно продвигаясь в очереди, мы слушали разговоры делегатов, знакомящихся друг с другом, и перед нами прошла живая биография юношеского движения Советской страны, его героические будни и праздники, его победы и свершения.
Молодой рабочий завода «Красный выборжец» оказался участником штурма Зимнего дворца. Высокая девушка в кожаной тужурке была участницей октябрьских боев в Москве. Делегат из Вязников был командиром молодежного отряда, влившегося в войска, ликвидировавшие белогвардейский мятеж в Ярославле. Вот товарищ, сражавшийся против немцев, против Краснова. Вот люди, громившие войска интервентов: десант с английского крейсера «Глори», батальоны американского десанта в Мурманске, отряды генерала Деистервила. Ливнем свинца встретили бойцы советской Отчизны непрошенных заграничных «гостей»!
Делегат Урала рассказывал о работе Союза молодежи по ликвидации неграмотности. Делегат Смоленска сообщал о той помощи, которую оказали члены союза «Третий Интернационал» семьям красноармейцев. Московский товарищ радовался тому, что союз сильно двинул вперед дело защиты экономически-правовых интересов рабочей молодежи...
Получив «решающие» голоса, мы, владимирцы, направились в общежитие съезда, помещавшееся в том же доме.
- Выбирай любую койку. - гостеприимно сказал сопровождавший нас москвич. - Перины одинаковы, балдахины - тоже.
«Перинами» оказались голые доски. «Балдахины» были пущены тоже, конечно, для красного словца. Нас не смутил вид подобного ложа, ибо мы давно уже привыкли пользоваться солдатским методом спанья: шинель под себя, шинель под голову и шинель сверху. А шинель у каждого была одна...
Сложив на доски коек свои немудреные пожитки, мы выстояли не менее часа в очереди па получение талонов в столовую. Затем перешли в очередь на получение восьмушки хлеба или ста граммов черных сухарей. После этого уселись мы за стол и получили суп из воблы («карие глазки»), жаркое из воблы и кислый «компот» из каких-то непонятных продуктов. В следующие дни вобла иногда сменялась чечевицей, плохо очищенной перловой крупой («шрапнелью») или - о роскошь! - порцией пшена. Чай пили с сахарином, а порою только «с удовольствием».
- Делегатов из провинции просят собраться в комнате около зала заседаний! - раздался чей-то возглас.
Мы двинулись наверх. Народу в комнате собралось много.
Слово взял делегат Москвы.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.