В «Кортике» бандит Никитский не наделен беспокойно рыщущими глазами, подергивающимися щеками и прочими «проверенными» чертами кинематографического злодея. Никитский в исполнении Б. Фрейндлиха суров, уверен в себе, настойчив. В момент ареста он демонстрирует исключительную выдержку, которая его все же не спасает. Авторы фильма пошли по пути наибольшего сопротивления, и потому - то так врезаются в память образы всех действующих лиц.
Новый приключенческий фильм, «Кортик», «населяют» живые люди, которые действуют в правдоподобных, увлекательных ситуациях, и это придает фильму большую познавательную ценность.
Ведь если в любом голливудском «детективе» переменить злодею фуражку на шляпу с перьями, полицию заменить королевской гвардией, а автомобили - добрыми конями, то все сцены будут казаться такими же «естественными». Построенный на «голом» сюжете, приключенческий фильм легко можно перенести из эпохи в эпоху, из одной части света в другую. Ремесленные приемы создания произведений авантюрного толка давно стали штампом, весьма распространенным в западном искусстве. Поэтому становится обидно за наших киноработников, использовавших некоторые избитые штампы при создании фильма «Богатырь» идет в Марто», где налицо почти все атрибуты детектива, вплоть до таинственной кинозвезды в роли шпионки.
В сюжетную основу «Кортика» положен совершенно иной принцип. Сущность событий, разворачивающихся вокруг загадочного кортика, определяется эпохой - героическим временем первых лет Советской власти. Борьба, показанная в фильме, типична для тех исторических дней, когда многое еще не устоялось, несет на себе черты старого, когда еще действует неразоблаченный белогвардеец Никитский и не нашла своего места в новой жизни Мария Гавриловна Терентьева. Но новое уже неудержимо надвигается, захватывая все больше человеческих судеб. Новое смело входит в один из питерских дворов, где мальчишки играют в «расшибалочку», новое - это Валя Иванова, комсомольский вожак, сплотивший ребят в пионерскую дружину.
«Кортик» - первый наш фильм, в котором рассказано о том, как создавалась боевая ленинская пионерская организация, и посвященные этому сцены обогатили приключенческую историю кортика, создали второй план фильма - фон, на котором развивается борьба. Этот фон активен и тесно связан с основным действием. Например, показана типичная для того времени уличная сценка - выступление бродячих акробатов «2 Буш 2». А вскоре юные артисты приходят к пионерам, их присутствие в фильме становится необходимым. Точно так же оправдана колоритная картина «барахолки», где ребята покупают реквизит для драматического кружка. Здесь они знакомятся с Мишей Коровиным. Типична для тех лет и судьба беспризорника, нашедшего место в пионерском отряде.
В создании «Кортика» участвовал большой творческий коллектив, и он успешно справился со своей трудной задачей. «Кортик» продолжает лучшие традиции советских приключенческих фильмов и, надо полагать, откроет собой новую серию кинокартин подобного жанра. А материал для приключенческих кинокартин ежедневно подсказывается самой жизнью - достаточно заглянуть в любую газету. Юный чабан спас колхозное стадо, часовой выдержал схватку с нарушителем границы, врач ехал тысячу километров по тайге, чтобы спасти от смерти оленевода. Моряки, летчики, солдаты, геологи, школьники совершают самые удивительные подвиги, каждый из которых может стать сюжетом для великолепного, захватывающего фильма о красоте человеческого духа, о ловкости и смелости, об уверенности в победе. Жизнь постоянно рождает героев, и молодой зритель хочет видеть их на экране. Яркие фильмы об этих героях будут учить молодежь мужественному поведению в любой, самой трудной обстановке. Воспитательное значение приключенческих фильмов огромно.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.