План работы новый комсорг составила по - настоящему увлекательный. Были здесь и выдумка, и размах, и хорошая, смелая мечта. Замысел будущей комсомольской работы казался ясным и простым. Но вот план принят, наступила пора проводить его в жизнь. И тут Лидочка растерялась, стала вдруг скованной, беспомощной. За все она бралась сама, лихорадочно металась от одного дела к другому.
Из - за ее беспомощности был отложен на неопределенный срок литературный вечер, пришлось отменить поездку на велосипедах по историческим местам Подмосковья, не состоялась встреча с молодым писателем, ездившим в районы освоения целинных земель. Когда надо было послать комсомольцев на субботник, Лидочка, не договорившись с товарищами, отправилась на работу одна. Стало очевидным, что Лидочка не умеет работать с людьми, теряется, когда ей приходится отрываться от письменного стола. Стало очевидным также, что робость, неумение организовать людей сильно помешают ей в будущем, по окончании института.
Лидочку, разумеется, от работы комсорга освободили. Снова она, свободная от каких бы то ни было общественных дел, живет, как улитка, своей спокойной, тихой жизнью... Ей бы начать сейчас привыкать к самостоятельности с небольшого, посильного дела, но самой о себе напоминать неловко, а в комитете комсомола, как пословицу, затвердили брошенную кем - то фразу: «Лидочка не рождена организатором!»
Таких, как Лидочка, немало. В любом городе, в любом вузе есть свои «Лидочки» - люди способные, но на редкость неумелые, когда сталкиваются с большим общественным делом. Теория им больше сродни, чем практика, а книги ближе, чем люди. Уже на младших курсах мечтают «Лидочки» об аспирантуре и, как огня, страшатся слова «производство». Будущие инженеры, они с опаской думают о заводе, будущие педагоги, они побаиваются работы в школе.
Самое простое - исключить Алексея Колоколова из института, когда он не сдал несколько экзаменов, пропустил много занятий. Самое легкое - освободить Лидочку от обязанностей комсорга и впредь поручать ей работу тихую, спокойную, требующую лишь аккуратности да усидчивости.
Но ведь и у Колоколова и у Лидочки были хорошие мысли, любовь к делу, благие намерения! И Колоколову и Лидочке дороги их мечты. Немало тяжелых минут пережил каждый из них, обнаружив свое неумение осуществить задуманное.
Если им вовремя не помочь, то Колоколов, наверное, не рискнет вторично поступать в институт, займется случайным делом, а Лидочка так и останется «комнатным человеком». Их мечты не претворятся в жизнь.
Как быть в таких случаях? Все ли делаем мы, чтобы помочь молодому человеку закалить свой характер, обрести навыки самостоятельного труда? Часто возникает вопрос: не стали ли формальными и шаблонными методы воспитательной работы в институте? О воспитании говорят много и часто, но слишком уж общими, абстрактными бывают эти разговоры.
До сих пор многие вузы еще слабо связаны с производством. Отбыв обязательные часы практики, студенты затем выключаются из той рабочей атмосферы, которая ждет их в будущем. Значит, надо пересмотреть планы учебной работы с тем, чтобы студенты уже с первого курса были приближены к производственной жизни.
Хорошо бы и планы комсомольской работы строить с прицелом на частые встречи с бывшими выпускниками института, с людьми, на собственном опыте понявшими, что упущено было ими в студенческие годы, каких знаний, каких человеческих качеств потребовала от них жизнь. Пусть эти встречи будут как можно проще и задушевней, без парадных речей, без многолюдного президиума, - какую великую помощь принесут они молодежи!
А научные студенческие общества? Ведь не секрет, что кое - где они существуют лишь номинально: планы, темы, перечень фамилий и очень мало законченных начинаний. Как нужна здесь помощь профессоров и преподавателей, и не только в качестве руководителей и консультантов, но и как старших товарищей!
Не всегда умело используется для воспитания общественная работа. Часто бывает так: не обнаружил такой комсомолец, как Лидочка, организаторского таланта, и им вовсе перестают интересоваться, не поручают никакого дела. «Зачем рисковать? Есть у нас люди и посильнее», - решает секретарь комсомольского бюро, забывая, что смелость, риск, творческое начало необходимы в работе с молодежью.
Выковать крепкий характер не так просто, и уж если пришел человек в институт без настоящей жизненной закалки, надо мобилизовать все средства, чтобы помочь ему сделать это в стенах института. Иначе многие юноши и девушки останутся людьми с благими намерениями.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.