Московский художественный институт имени В. И. Сурикова в этом году выпустил новый отряд молодых художников - живописцев, графиков, скульпторов, мастеров театрально - декоративного оформления. Тридцать семь человек защитили дипломы, представляющие собой результат многолетней учебы, итог напряженного труда и поисков.
Вот одна из дипломных работ - скульптура Н. Тимошина «Советский рыбак - помор». В грубой брезентовой куртке и высоких сапогах - бахилах - стоит рыбак, пристально вглядываясь вдаль. Черты лица спокойны, немного суровы. Уверенностью и силой веет от всей его фигуры. Кажется, сейчас он взмахнет рукой - и тяжелые морские сети полетят за борт...
Мягок, податлив материал - глина или пластилин, - с которым имеет дело скульптор, и нужны опытная, смелая рука, точный глаз, большая наблюдательность, чтобы придать этой инертной массе конкретные формы, вдохнуть в нее жизнь, заставить «говорить» - выражать определенные авторские идеи, мысли. Художнику только тогда сопутствует подлинная удача, когда он глубоко изучает жизнь, людей, когда темы, образы ему подсказывает сама действительность.
За плечами молодого скульптора Николая Тимошина немалый жизненный опыт. Вырос он в Петрозаводске. Ему с детства близка и понятна северная природа Онежского края. Еще в школе он начал рисовать, занимаясь э кружке при Доме пионеров. А потом война, служба в армии, фронты. Многое пришлось повидать Тимошину за эти годы. Демобилизовавшись, он поступил в институт. Свою преддипломную практику провел на Севере, в Мурманске. Два месяца внимательно знакомился он с бытом рыбаков Заполярья, выходил вместе с ними в море, делал многочисленные зарисовки, эскизы, наброски. Молодой художник сумел творчески осмыслить увиденное. В будничном труде поморов он разглядел черты подлинной героики и передал это в пластических формах. Созданная им скульптура отражает не просто какой - то рабочий момент - ее содержание значительнее. Выразительный портрет рыбака становится как бы обобщенным образом советского человека - труженика.
Иными путями пришла к творчеству другая дипломница, Татьяна Рыжова, скульптурная композиция которой «Материнство» получила высшую оценку - «отлично». В свое время Т. Рыжова окончила МГУ, потом работала, но любовь к ваянию привела ее в художественный институт. Ее произведение говорит о мастерстве, об умении с большим обаянием раскрыть тонкие человеческие переживания; безмолвный диалог между молодой матерью и ребенком, так поэтично переданный скульптором, невольно вызывает теплую улыбку.
Азербайджанец Камал Алекперов представил горельеф, посвященный борьбе иранской молодежи за мир. Его работа интересна не только тем, что молодой скульптор попытался передать своеобразный национальный колорит и в облике своих героев и в орнаменте, но и тем, что в практике института горельеф прежде очень редко выставлялся в качестве диплома.
Факультет графики в этом году окончило одиннадцать студентов. Среди их дипломных работ обращает на себя внимание выполненная в цвете серия станковых композиций Николая Кузнецова, названная им «Четыре ордена ВЛКСМ». Художник образно показывает «этапы большого пути», пройденного орденоносным комсомолом за тридцать лет. Каждый лист диплома (а их всего шесть) ярко воскрешает в памяти страницы славной биографии молодого поколения строителей коммунизма. Вот великий вождь В. И. Ленин принимает делегацию Первого съезда комсомола, вот молодежь трудится на строительстве города юности - Комсомольска, вот картина, отображающая бессмертный подвиг молодогвардейцев.
Молодой художник - график Сергей Куприянов подготовил для диплома иллюстрации к повести Л. Воронковой «Солнечный денек». Его рисунки отличаются теплотой, выразительностью и очень удачно дополняют книгу, образуя своего рода законченный рассказ в картинах, который поможет юному читателю лучше понять содержание литературного произведения.
В этом номере журнала воспроизведены только отдельные работы графиков и скульпторов. В ближайшее время, когда в Академии художеств СССР откроется выставка дипломных работ выпускников художественных вузов страны, можно будет познакомить читателей и с картинами молодых художников - живописцев, воспитанников Института имени В. И. Сурикова.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.