Западный Берлин, как известно, разделён на три сектора оккупации: английский, американский и французский. Но хозяин во всех секторах один: американские власти. Они ведут себя здесь, как в колонии, и, не стесняясь в выборе средств, насаждают «заокеанский образ жизни». Роскошная жизнь янки и нищета многих тысяч трудящихся, показные витрины с американскими товарами и голодные безработные, преследования борцов за мир и полная безнаказанность для фашистских молодчиков - вот типичная обстановка западного Берлина. В последнее время она отличается ещё и усиленной военной подготовкой. Янки шлют в Берлин подкрепления, оборудуют в заповедниках стрельбища, уничтожают танками огороды, сады.
Зелёный и тихий Грюневальд - западный пригород, излюбленное место отдыха берлинцев - превращен в район военных манёвров, артиллерийских полигонов и складов боеприпасов. Ежедневно с рассвета в Грюневальде начинают грохотать пушки, поднимая берлинцев раньше времени с постелей.
Представители американских властей и их немецкие лакеи истошно вопят в своих газетах, что «Берлин - фронтовой город», что ему «угрожает красная опасность» и вследствие этого якобы «необходимо усиливать гарнизоны». В районах Грюневальд, Шпандау, Темпельгоф и других созданы арсеналы, для прибывающих воинских частей переоборудуются гитлеровские казармы, строятся новые бараки. Американские вояки разместились в бывших казармах войск «СС» в Лихтерфельде-Вест и ведут себя точно так же, как их предшественники-эсэсовцы.
Увеличение численности войск - это только одна сторона военной подготовки в западной части Берлина. Крупнейшие заводы переходят на выпуск военной продукции. Заказы американской военщины уже выполняют концерн Сименса, ряд предприятий Шпандау, Шарлоттенбурге.
Беспрерывно расширяются контингенты штуммовской полиции. Ее вооружили пулемётами и автоматическими винтовками, т.е. оружием,
запрещённым решениями Контрольного Совета. Но этого оккупантам мало: в Западной Германии формируется целая армия немецких наёмников, с танками, с тяжёлой артиллерией.
От всей этой военной лихорадки страдают в первую очередь массы трудящихся. В районе Шмаргендорфа выселены жители целого квартала, ибо там понадобилось разместить оккупационные войска. В Вильмерсдорфе американские власти распорядились очистить «для особых нужд» значительную территорию. В Штеглице за неделю было очищено для заокеанских «защитников» 108 квартир, в Целлендорфе - 216. Выселенным жителям не предоставляется ничего взамен и не разрешается даже увезти свою мебель.
Увеличение оккупационных гарнизонов повлекло за собой рост разбоев, грабежей и других преступлений, являющихся составной частью «американского образа жизни». Берлинская печать ежедневно сообщает о драках, кражах, избиениях, нападениях на шофёров такси, изнасилованиях, спекуляции и т. д. и т. п., и «героями» таких происшествий неизменно оказываются янки. Вот красочная статистика: на протяжении одного только месяца американскими военнослужащими совершено 32 нападения на жителей (при этом 18 человек было тяжело ранено), разбито 11 кафе, изнасиловано 114 женщин, ограблено 22 прохожих.
Спекуляцией многие американцы усиленно занимаются с первого же дня своего появления в Берлине. Солдаты торгуют сигаретами, мылом, чулками, часами, продают даже пулемёты, украденные у своих же подвыпивших собутыльников. Офицеры, генералы и чиновники действуют в более крупных масштабах, соответствующих их чину и рангу.
Среди «военных грузов», отправляемых из американского сектора на запад, находятся ящики с ювелирными изделиями, золотом, серебром, платиной, хрусталём, фарфором, часами и т. л.
В последнее время янки облюбовали себе ещё одну доходную статью: контрабандную торговлю наркотиками. Для продажи опиума вербуются безработные немецкие девушки. Недавно была раскрыта крупная афера с наркотиками, в которой оказались замешанными ответственные американские служащие в Целлендорфе. Скандальное дело удалось замять, но многие высокопоставленные американцы были вынуждены поспешно выехать из Берлина в США.
Пострадали во всей этой истории только безработные девушки: они очутились за тюремной решёткой.
В западноберлинском районе Далем создано новое учреждение под названием «Бюро обслуживания американских оккупационных войск». Функции этого «бюро» заключаются в том, чтобы вербовать и поставлять в военные клубы «дам-собеседниц».
Янки веселятся! В результате этого «веселья», как сообщает статистика, лишь за один месяц зарегистрировано 764 случая венерических заболеваний.
В Целлендорфе, Темпельгофе и других местах открыты так называемые «американские клубы для молодёжи». Это замаскированные центры военной подготовки. Здесь молодых немцев записывают в члены реакционной организации «Разведчик» и обучают стрельбе, чтению топографических карт, тактике. Помимо чисто военной подготовки молодёжь получает в «клубах» «культурную» и «духовную» пищу: уродливый американский танец «суперсамба» или антисоветские выступления.
В ход пущены и все другие средства воздействия из арсенала пресловутой «американской культуры». Главное место среди них занимает голливудская кинопродукция. Выходящая а Западной Германии американская газета «Ди нейе цейтунг» с удовлетворением отмечала, что в 200 американских фильмах, показанных в западных секторах Берлина, насчитывается 360 убийств, 98 вооружённых нападений, 167 случаев воровства, 35 побегов уголовников из тюрем и 85 поджогов.
Немало вреда наносит молодёжи и американская гангстерская литература. Западноберлинские реакционные газеты расхваливают американские книги. Вот одно из таких объявлений: «Спешите приобрести новые книги: «Большие выстрелы гангстеров», «Тайны магии», «Величайшие тюремные побеги».
Американские завоеватели хотят воспитать из молодых немцев гангстеров и головорезов, которые, по их замыслу, должны будут в третьей мировой войне сражаться за интересы Уолл-стрита.
Но янки просчитаются! Жители западного Берлина и особенно молодёжь отвечают поджигателям войны решительным: «Нет!». «Ни одной капли нашей крови мы не прольём за интересы Уолл-стрита!», «Все наши силы - миру, а не войне!» - написали юные борцы за мир на заборах Нейкельна и Рейникендорфа.
Мы беседовали с одним из молодых западноберлинских сторонников мира, Куртом Меллером - членом Союза свободной немецкой молодёжи района Крейцберг. Курт не может припомнить точно, сколько раз его арестовывала штуммовская полиция. «Это случалось очень часто, - сказал Курт, - во всяком случае, больше десяти раз». Моллер был делегатом Второго Всемирного конгресса сторонников мира в Варшаве и по возвращении в Берлин получил несколько писем с угрозами. В ответ на это Курт собрал ещё 150 подписей под Стокгольмским Воззванием о запрещении атомного оружия. А всего им собрано около 1200 подписей.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
На Всесоюзной художественной выставке 1950 года