Далеко-далеко от Москвы под горячими лучами южного солнца растёт тутовое дерево. В густой листве его совершается чудесная работа гусеницы шелкопряда, производящей натуральный шёлк. Гусеница вырабатывает и наматывает на себя слой за слоем шёлковую паутину длиной до полутора километров. Так образуется шёлковый кокон.
Этот естественный процесс человек приспособил для своих нужд и придал ему промышленные масштабы. Гусениц выкармливают в специальных помещениях, здесь же они окукливаются. Затем собирают коконы, обрабатывают их паром и отправляют на шёлкомотальные фабрики для размотки.
Но не всякий кокон можно размотать. У некоторых из них нити лежат в беспорядке или оказываются крепко склеенными между собой. Вот такие «дефектные» коконы и поступают на фабрику «Пролетарский труд», где с помощью химиков, чесальщиц и прядильщиц превращаются в нежную, прочную и блестящую шёлковую пряжу, какая получается и из нормальных коконов. Работа эта весьма сложная и требует большого искусства и знания дела.
И вот перед нами комок паутиноподобных шёлковых нитей серебристо-белого цвета. Это уже шёлк, но он ещё загрязнён: в нём остатки куколок, палочки, грязь. В чесальном цехе, проходя последовательно через несколько разрыхлительных и чесальных машин, он становится всё более пушистым, блестящим и, наконец, принимает вид широких коротких полотен, в которых волокна лежат ровными рядами.
Много девушек работает в чесальном цехе. Когда смотришь на них, трудно проследить за их движениями: так они ловки и быстры. Работницы берегут каждую секунду времени, непрерывно улучшают производство, чтобы дать стране больше шёлка.
С именем комсомолки Вали Парфёновой связано сокращение производственного цикла. Она первой стала самостоятельно проверять качество прочёса. Возле своего рабочего места она поставила контрольный столик с крышкой из матового стекла, освещаемого снизу сильной электрической лампой. Валя брала готовую ленту, раскладывала её на стекле, быстро и тщательно просматривала слой шёлковых нитей на свет и, если обнаруживала уплотнённые комочки, быстро выбирала их, ловко свёртывала ленту в пучок и укладывала в ящик. Продукция Вали шла в приготовительный цех без проверки.
Почин Парфёновой поддержали и другие работницы цеха, и теперь почти все они получили право пользоваться личным контрольным клеймом.
Девушки живут в общежитии. Придя с фабрики, они часто затевают дома разговор о своих фабричных делах. В один из дней предметом разговора был успех прядильщицы Раи Юдаевой, добившейся первенства в социалистическом соревновании.
Пришла Зоя Мочалова - секретарь комсомольского комитета.
- Девчата, почта! - ещё с порога раздался её голос - Двести писем, и все - Рае Юдаевой!...
Прошло только три дня, как газета «Комсомольская правда» сообщила о победе Юдаевой и поместила фотографию Раи, - и вот уже с разных концов страны летят к ней слова привета и дружбы, пожелания счастья и новых достижений в труде.
- Как ты будешь всем отвечать? - спрашивает Зоя Мочалова. - Ведь письма будут приходить и завтра и послезавтра...
- Я и сама об этом думаю, - ответила Рая. - Если в день писать хотя бы десяток ответов, и то, сколько понадобится дней!...
- А, может, не всем отвечать? - посоветовал кто-то.
- Что ты! Разве можно так! - возмутилась Рая.
- Давайте все будем отвечать раиным корреспондентам, - предложила Зоя. - Фабрика наша молодёжная: сколько стахановцев и отличников производства среди молодых рабочих! Каждому есть о чём рассказать. Решили? Ты не возражаешь, Рая?
Вот о чём рассказывали девушки, отвечая на письма.
***
В трудный 1942 год пришла на фабрику Нина Хлынова.
Нина быстро научилась работать на всех машинах, которые были в цехе. Но ей хотелось уже чего-то нового, более сложного и интересного. Она поняла, что для этого у неё недостаёт знаний. Нина поступила в школу рабочей молодёжи. Жизнь её наполнилась новым содержанием, появился интерес к общественной работе. Хлынова одной из первых откликнулась на призыв экономить ценное сырьё и обеспечить образцовую чистоту рабочего места.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.