К 5-летию со дня смерти М. И. Калинина
Имя Михаила Ивановича Калинина наш народ произносит всегда с особенной теплотой. Его любили советские люди, как большого и задушевного друга.
Волнующую, красивую жизнь прожил Михаил Иванович. Верный соратник Ленина и Сталина, он стоял у колыбели революции. Он «делал» революцию и стал одним из выдающихся её вождей. На его долю выпало большое счастье видеть торжество того дела, которому он посвятил всю свою жизнь, которому отдал всю кровь своего благородного сердца, каплю за каплей.
Биографы Калинина порой задумывались: в чём секрет неисчерпаемого здорового оптимизма Михаила Ивановича? Ведь, казалось бы, сложная жизнь тверского крестьянина, затем питерского рабочего, жизнь подпольщика - революционера, связанная с тюрьмами и скитаниями, должна была как - то оставить свой след. А секрет этот прост: М. И. Калинин не считал свой жизненный путь тяжёлым. Он не терпел, когда кто - нибудь так говорил. «... Не нравится это мне, по совести скажу, - отвечал он: - Если человек усвоил коммунистическое мировоззрение, то оно наполняет его жизнь таким богатым содержанием, что эта жизнь не кажется тяжёлой, а кажется богатой и, главное, - сам чувствуешь, что она бесконечно хороша даже в самые трудные моменты».
М. И. Калинин как - то высказал глубокую, очень интересную мысль о нашей партии, как о школе организаторов. Он говорил, что старый строй, по существу, почти не выдвигал организаторов. Единственная партия, имевшая организаторов, - это коммунистическая партия. Никому не известный коммунист, брошенный в глухой угол нашей необъятной страны, становился организатором власти на местах, великолепно работал, укреплял диктатуру пролетариата. «Почему?» - спрашивал М. И. Калинин. И тут же отвечал: «Потому, что партия в нём выковала навыки к организации, к дисциплине, научила быть во главе массы, учить её, одновременно учась у неё».
Сам Михаил Иванович Калинин - прекрасный образец такого талантливого организатора, выпестованного партией, выдвинутого по предложению В. И. Ленина на высокий пост руководителя верховного органа Советского государства и проработавшего на этом посту бессменно и самоотверженно двадцать семь лет.
Михаил Иванович Калинин - заботливый и чуткий друг советской молодёжи. Его мысли о воспитании молодёжи, его практические советы комсомолу, его понимание природы молодёжного характера - большая наша ценность. За советом к Калинину продолжают обращаться советские юноши и девушки и всегда находят в его трудах ответы на самые волнующие вопросы комсомольской работы, жизни и быта молодёжи.
С большой и благородной любовью относился М. И. Калинин к комсомолу. Неоднократно он выступал на комсомольских совещаниях и съездах, беседовал со студентами и школьниками, с учащимися Трудовых резервов, с девушками, только что демобилизовавшимися из армии и т. п. Вот он выступает на совещании актива днепропетровского комсомола, на собрании комсомольского актива города Куйбышева, перед секретарями сельских комсомольских организаций Московской области; вот он пишет статью «Славный путь комсомола», вот он решил написать предисловие к книге «Комсомол в боях за Родину»... Его выступления о молодёжи и для молодёжи составляют целые тома.
Михаил Иванович вообще не любил выступать на многолюдных собраниях. Он предпочитал беседу с небольшой аудиторией. Однако на съезды комсомола он приходил охотно и здесь выступал как организатор задушевной беседы. Одну из таких бесед с трибуны VII съезда ВЛКСМ М. И. Калинин начал так:
«Вы замечаете, что комсомолу и ЦК партии и наша советская власть уделяют больше внимания, чем любому из других съездов. Почему же это? Какая причина заставила и меня сегодня, несмотря на огромное нежелание итти вообще на собрание, притти?.. какая причина? Разумеется, главная причина - это то, что в лице комсомола у нас растёт главное богатство нашей страны. В лице комсомола мы будем иметь те отряды, которые потом будут замещать ряды старых борцов за социализм. Комсомол - это передовой отряд пролетарской и крестьянской молодёжи, это её сливки».
Именно эта беззаветная преданность комсомола делу коммунизма, партии Ленина - Сталина вызывала у М. И. Калинина такое тёплое отношение к комсомольцам и комсомолкам.
«Для внедрения идей коммунизма требуется страсть», - говорил Калинин. Он не признавал ораторов, которые, выступая перед аудиторией, сами не волнуются. Таким не поверят! Самому же Михаилу Ивановичу всегда глубоко верили, ибо каждое его слово выражало страсть пламенного большевика.
Перечитайте, например, предисловие Калинина к сборнику, рассказывающему о Шуре Чекалине, Лизе Чайкиной, Зое Космодемьянской и других молодых героях. С каким волнением оно написано! Волнение автора не может не передаться читателю. Вы чувствуете, что в чертах героев рассказов сборника М. И. Калинин видит черты нового, советского человека и зовёт читателя увидеть, как богат наш комсомол людьми, ставящими счастье советского народа, идеалы нашей партии превыше всего.
М. И. Калинин видел силу комсомола в руководстве партии. Он не уставал повторять это неоднократно. «... Перед каждым комсомольцем..., - писал он, - стоит задача быть верным бойцом за партию, глубоко, по существу выполнять её директивы и указания». «Одной из решающих причин высокого патриотизма нашей молодёжи и её беспримерного героизма, - пишет в другом месте Калинин, - является неразрывная связь комсомола с коммунистической партией. Партия вдохновляет комсомол на подвиги во имя общего дела».
А сколько проникновенных слов сказано Михаилом Ивановичем о вожде нашей партии И. В. Сталине! Не было ни одного выступления Калинина перед комсомольцами, в котором Михаил Иванович не воспитывал бы у молодёжи любовь и беззаветную преданность партии и её вождям.
В чём видел М. И. Калинин главную задачу воспитания молодёжи? «Внедрить идеи коммунизма», - так формулировал он свою мысль. И пояснял: «это значит воспитать молодёжь так, чтобы она со всем юношеским пылом полюбила Советскую страну, полюбила её не только сознанием, но и всеми пятью чувствами человека».
Михаил Иванович часто обращал внимание комсомола на те или иные недостатки его работы в области воспитания. Он указывал, например, в дни празднования 10 - летия ВЛКСМ, что комсомол мало поработал над тем, чтобы развить у молодёжи чувство уважения к физическому труду, как к одному из важнейших устоев пролетарской морали. Он неоднократно подчёркивал, что в первую очередь надо «развивать у молодёжи творческое начало».
Большой интерес представляют высказывания М. И. Калинина о студенческой молодёжи.
Сопоставляя условия учёбы в СССР и в старой России, Калинин указывал, что гимназия, приучая к систематическому обучению, одновременно убивала энергию, волю людей и в конечном счёте создавала безвольную интеллигенцию, целое безвольное поколение. Не то в советском вузе. Мало того, учил Калинин, что советский вуз должен дать знания красным специалистам. Он должен развить у них энергию к жизни, дух творчества, создавать людей физически и нравственно сильных. Большое значение придавал Михаил Иванович воспитанию у студента в процессе учёбы организаторских навыков. Это даётся не академическим путём, подчёркивал он, а практической работой. По мысли Калинина, вуз должен воспитывать у студента самостоятельность мышления. Марксист постольку и ценен, поскольку он умеет применять марксистский метод к решению конкретных задач. Выступая в 1945 году на собрании слушателей и преподавателей Высшей партийной школы, М. И. Калинин говорил:
«Вот два студента пришли сдавать экзамен. Один студент дал точную формулировку по учебнику, а другой дал очень близкую к изложенной в учебнике, правильную по существу, но неидентичную книжной формулировке. Как бы я оценил того и другого студента? Я бы с большим бы доверием отнёсся к знаниям второго студента и уж ни в коем случае не поставил бы ему балл ниже, чем первому, который цитировал книжку по памяти».
Интересные мысли высказывал М. И. Калинин о постановке самокритики в комсомоле. Бороться с конкретными носителями зла, «выметать нечистоты», как выражался Михаил Иванович, - это важная, но не специфическая функция комсомольской самокритики. «... На вымогании воспитать, формировать характер человека» - вот главное. Говоря, в частности, о комсомольской печати, Калинин подчёркивает, что комсомольская газета вместе с отрицательным должна рисовать и положительное. «Это не значит ещё, что не надо бить, бичевать плохое, негодное; бить надо, но бить с тем, чтобы сохранить то, что есть ценное. Без этого нельзя, товарищи». И далее: комсомольская газета «обязана подойти к каждому человеку, оценить его, выявить его положительные стороны, ибо нельзя же молодёжь воспитывать только на отрицательном. Разве коммунизм - доктрина отрицания? «Боже упаси». Коммунизм есть максимальное проявление творческих сил, терпимость и уважение ко всем тем, кто умеет творить и трудиться».
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.