Когда Юденич подошёл к самым окраинам Петрограда, путиловские пушки ждали сигнала к началу артподготовки. Мешали красным артиллеристам вести прицельный огонь дома Счастливой улицы. Что же делать? Выкатывать орудия за Счастливую улицу опасно: враг близко. И тогда сказали своё слово путиловцы, жители рабочей окраины:
- Сожжём Счастливую улицу. Не было на ней счастья. А когда врага прогоним, построим на этом месте новую, замечательную улицу, и она по - настоящему будет Счастливой.
Ночью сгорела Счастливая, а на рассвете заговорили пушки. Вместе с отрядами Красной Армии героически дрались и путиловские рабочие. Враг был разбит, далеко отброшен от колыбели революции - Петрограда.
Окончилась гражданская война. Республика залечивала раны, вставала из руин и разрухи. Путиловский завод начал осваивать по заказу великого Ленива первые тракторы. Слесарь Михаил Павлович Решетов вместе с товарищами изучал чертежи новых машин, изготовлял первые детали. И вот 1 мая 1924 года три путиловских трактора вышли из заводских ворот на парад к Зимнему дворцу. До площади Урицкого доехал только один трактор, а два других встали. Михаил Павлович в этот день лежал под мотором остановившегося у Нарвских ворот трактора, ковырялся в масляных деталях. Было обидно. Но верил слесарь, что придёт ещё такой день, когда путиловские тракторы будут самыми лучшими в мире.
И этот день скоро настал. Прошло шесть лет, и на заводе появился лозунг: «Даёшь 32 тысячи тракторов в год и ни одним меньше!» Путиловцы в совершенстве освоили выпуск тракторов, беспрерывно доставляли на колхозные поля замечательные мощные машины. Люди работали на себя, на свою страну. Этот труд был творческим, радостным, доблестным.
В 1930 году правительство наградило мастера Михаила Павловича Решетова орденом Трудового Красного Знамени. В те дни многие из путиловцев выезжали на колхозные поля, на месте проверяли работу своих машин. Это была не просто проверка, отладка моторов. Нет, не это главное. Партия учила путиловцев крепить союз с трудовым крестьянством, помогать колхозникам в ожесточённой борьбе против кулачества.
Однажды вместе с товарищами выехал в село в качестве разъездного механика и Михаил Павлович. С какой радостью встречали рабочих крестьяне! Путиловцев в деревнях знали, относились к ним с большим уважением.
Здесь, в селе, чья - то вражеская рука вывела из строя новые путиловские тракторы. Выбрал тогда Михаил Павлович два самых разбитых трактора. Отремонтировал их с товарищами за ночь и сел за руль. Народу собралось много. Всем интересно, как это путиловцы пахать смогут на таких машинах. Ведь они уже давно вышли из строя. Спрашивают рабочие крестьян:
- На сколько сантиметров пахать?
Говорят:
- На десять.
- Мало, - отвечают путиловцы. - Товарищ Сталин учит использовать технику на всю мощь.
Посмотрели они на людей. Видят, лица недоверчивые - сомневается народ. А путиловцы в свою технику верят. Встал тогда Решетов и говорит:
- Будем пахать на двенадцать да ещё три сантиметра прибавим вам от путиловцев.
Четыре круга прошли - хорошо берут тракторы, справляются. Тут уже, конечно, народ доволен. Верит путиловцам, просит подучить их.
Впоследствии Михаилу Павловичу приходилось зачастую наблюдать в действии славную кировскую продукцию. Об этом старый рабочий недавно рассказал в агитпункте избирателям Кировского избирательного округа:
- Вот, помню, товарищ Сталин особое внимание уделял развитию в нашей стране хлопководства и свекловодства. Мы, пути - ловцы, сейчас же задумались над тем, как здесь помочь Родине. Думали, думали, и изготовили специальные тракторы «Универсал - 1» и «Универсал - 2». У них хитро были колёса расположены, не давили ободами ценную культуру.
А когда комбайны начали строить, так мы, путиловцы, моторы для комбайнов поставляли. Сам выезжал на места, смотрел, как эти комбайны работают с нашими моторами. Так что мы никогда от страны не отставали. Только отец наш, товарищ Сталин, какую новую мысль подаст, а мы тут как тут, ищем, изобретаем, делаем.
Помню, по инициативе товарища Сталина начали реку Москву с Волгой соединять. Только план составили, а уж наш завод начал делать механизмы для шлюзов. Я сам ездил на канал, проверял нашу продукцию в действии. Ничего не скажешь, хорошо работает.
А метро московское строили. Что же, и здесь наши изделия с маркой «Кировец» - эскалаторы - лестницы - оправдали себя. Это уж каждый скажет, кто в метро побывал.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.