- Точно подмечено! - подтвердил Мельников. - И у нас есть такие хлопцы. Школа им общее образование дала, а в наших колхозных делах они слабо разбираются.
Королёва довольна! С её выводами согласился Мельников, её поддерживает комсомольский актив колхоза «Власть труда». Теперь в решениях этого вопроса она будет действовать ещё увереннее.
Началось всё это с того, что в областную школу, где учатся бывшие председатели колхозов, бригадиры, звеньевые, поступило в нынешнем году несколько новичков, окончивших семилетку. И тут выяснилось, что многие из них не умеют посадить фруктовое дерево, не в состоянии отличить один культурный злак от другого. Сельская школа не развила в них тонкой наблюдательности, тех качеств, которые, по определению старого русского учёного Ивана Александровича Стебута, называются «сельскохозяйственным зрением».
«Сельскохозяйственное зрение»... Как хорошо сказано!» - подумала Клава и занесла это меткое выражение в свою тетрадку.
Не каждая наша семилетка или десятилетка даёт такое «зрение» своим питомцам. С Клавой вместе учится, например, Лида, закончившая семилетку в Долгоруковском районе. Однажды Клава спросила её:
- Был ли в твоей семилетке пришкольный участок, ставились ли на нём интересные опыты?
- Не было ни того, ни другого, - ответила Лида.
- А на экскурсии в поле, на животноводческие фермы ребята ходили?
- И этого не было.
Королёва поговорила с другими новичками: такая же картина, как в Долгорукова. Клава решила: надо посмотреть, как в других школах готовят ребят к их будущей практической деятельности, - и с этими мыслями пришла в областной комитет комсомола. Клаву внимательно выслушали и посоветовали побывать в некоторых школах. Так она попала в мезенскую школу.
Прежде всего Клава познакомилась с учебно-опытным участком. У заросших травой грядок стояла преподаватель биологии комсомолка Анна Цуканова и горячо доказывала двум девочкам, что за прикреплённой к ним делянкой надо смотреть. За грядками лежал запущенный школьный сад. Обглоданные, заброшенные деревья. По всему было видно, что в этом безнадзорном саду вольготно живётся коровам и козам.
- Кто у вас за садом ухаживает? - поинтересовалась Королёва.
- Юннаты из пятого класса, - ответила Цуканова.
- А почему только пятиклассники? - спросила Королёва. - У вас же десятилетка!
Цуканова смутилась, но тут же стала объяснять, что она ведёт пятые классы, а за остальные не отвечает.
- Пусть другие биологи своими юннатами занимаются, а меня это не касается, - сказала она.
- Как не касается?! - возмутилась Королёва. - Вы же комсомолка, и всё вас должно касаться. Почему этот вопрос на комсомольском собрании не поставлен?
Королёва беседовала не только с учителями, но и с агрономами, зоотехниками.
Агроном и школа! Зоотехник и школа! Клавдия Королёва права, когда считает, что агроном, зоотехник, инженер МТС, равно как и другие специалисты сельского хозяйства, могут и должны помочь школе. Надо только привлечь их к этому делу, разъяснить им, что привитие ребятам трудовых навыков, любви к земле, к родному краю - это не частное дело одной только школы, а большое общегосударственное дело.
Хорошее, ценное предложение! Члены бюро Орловского обкома комсомола горячо поддержали Королёву и решили обсудить вопрос о связи сельской школы с окружающей жизнью вместе с агрономами, зоотехниками, председателями колхозов.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.