Высшая школа в странах капитала
Размер платы за обучение в высшей школе США составляет в среднем 40 - 50 процентов годового заработка служащего или квалифицированного рабочего. Стипендиями же (как правило, это подачки частных лиц) пользуется ничтожная часть студенчества - всего только 6 процентов. Таким образом, для трудящихся высшее образование, по существу, является недоступной роскошью. За последний год в большинстве университетов плата за обучение увеличилась ещё на 30 процентов; в медицинских вузах на протяжении трёх лет плата возросла в три раза. Это приводит к огромному отсеву учащихся. Даже по преуменьшенным официальным данным, из общего количества поступивших на первый курс к моменту окончания вуза отсеивается не менее 40 процентов, причём основной причиной отсева является недостаток материальных средств.
Всё дело высшего образования в стране находится в руках кучки монополистов и военных. Попечительский совет Гарвардского университета, например, состоит из 16 директоров различных компаний и банков и десятка генералов. Ректорами многих университетов и колледжей являются генералы. Так, во главе одного из крупнейших университетов. Колумбийского, стоит небезызвестный поджигатель войны генерал Эйзенхауэр.
Генералы усиленно проводят милитаризацию высшей школы, превращают университеты в казармы. Во всех учебных заведениях введена военная подготовка студентов. В 400 вузах США созданы центры по подготовке офицеров. Во многих колледжах преподаётся особый курс под многозначительным названием: «Специальная стратегия войны против Советского Союза». На военное обучение молодёжи в этом году ассигновано средств в полтора раза больше, чем на народное образование и науку, вместе взятые.
Не так давно в Нью - Йорке произошла студенческая демонстрация, поддерживавшая требование преподавателей об увеличении заработной платы. Ректор университета в Мериленде объявил, что ни один из участников этой демонстрации не будет принят в университет.
В 17 штатах США запрещено совместное обучение белых и негров. В Оклахомский университет был принят один - единственный негр: его в аудитории посадили за специально построенную перегородку.
После окончания высшей школы перед молодыми специалистами встаёт страшная угроза безработицы. Сотни тысяч выпускников высших учебных заведений не могут найти работу по специальности и даже вообще какую бы то ни было работу. Руководитель отдела трудовой статистики министерства труда Клейг сообщил, что перспективы устройства на работу молодёжи являются «наиболее мрачными, чем когда - либо с момента окончания войны». Другой представитель министерства, Роберт Гудвин, заявил, что «американская экономика не в состоянии обеспечить приём на работу специалистов в таком количестве, в каком их готовят учебные заведения».
В школах и высших учебных заведениях в качестве обязательного предмета введена военная муштра. Вот, к примеру, «учебное расписание» школьной недели перед экзаменами:
«Понедельник - строевая подготовка на школьном дворе.
Вторник - двухчасовые занятия в оружейной палате.
Четверг - осмотр всей палаты
Пятница - репетиция военных оркестров.
Воскресенье - военный парад». За пропуск парада - исключение.
Студенты ставят законный вопрос: «Для чего мы ходим в школу: чтобы учиться или чтобы стать солдатами?»,
В этом году в английском бюджете были уменьшены на 7 миллионов фунтов стерлингов расходы на строительство учебных заведений. В марте министерство просвещения объявило о сокращении на 4 миллиона фунтов стерлингов ассигнований на стипендии и помощь студентам. Одновременно на десятки миллионов фунтов стерлингов увеличились по сравнению с прошлым годом военные расходы.
По заявлению английского министерства просвещения, в Англии соотношение количества студентов ко всему населению является наименьшим по сравнению с другими странами Европы. 4/5 молодых людей лишены возможности получить высшее образование из - за недостатка средств.
На 40 процентов вздорожали учебники в Англии. Несколько месяцев назад Совет Лондонского графства принял предложение о повышении платы за обучение во всех учебных заведениях. По сравнению с 1947 годом стоимость жизни возросла на 15 процентов, а размер стипендий остался прежним.
Из 400 выпускников Лондонского института экономики 100 не могли найти работу по специальности.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.