Творчество

Сергей Крутилин| опубликовано в номере №565, декабрь 1950
  • В закладки
  • Вставить в блог

- Нужно искать то, что в процессе работы на станке рабочий делает ещё рукой, надо стремиться заменить этот ручной процесс машинным - в этом неисчислимые возможности повышения производительности труда, - сказал на одном из технических совещаний инженер Климент Мирошниченко.

Эту мысль своего директора горячо подхватили рабочие, молодёжь, комсомольцы третьего цеха. В цехе было создано несколько комплексных бригад по распространению опыта передовых рабочих. Одну из таких бригад возглавила инженер - технолог комсомолка Вера Мотора. Бригада составила карты стахановского технологического процесса, или, как их называют, «ковалёвские таблицы», в которых секунда за секундой прослеживался труд рабочего. Весь процесс обработки одной из тракторных деталей был разбит на 22 операции. Хронометражем работы стахановцев Тоси Захаровой, Маргариты Ивлиевой и Виктора Трошина были выявлены лучшие приёмы работы на той или иной операции. Этим приёмам стахановцы обучили всех рабочих, занятых на обточке однотипной детали. Производительность труда в цехе значительно возросла.

по Климент Мирошниченко, посмотрев на «таблицу», сказал:

- Это - ещё не всё. Видите, сколько времени затрачивается на закрепление детали, на остановку станка и т. д.? Это - непроизводительное время. Надо найти способ сократить его, ибо оно занимает больше половины времени, необходимого для обработки детали.

И этот способ был найден. Коллективная мысль инженеров и рабочих создала ряд остроумных приспособлений, резко сокративших затраты времени на вспомогательные операции. Так, например, для остановки станка был сконструирован электромагнитный тормоз, для крепления деталей - пневматический зажим, для автоматической съёмки стружки без остановки станка - особой конфигурации резец.

Внедрение всех этих предложений настолько сократило вспомогательное время, что, к примеру, на станке, где раньше Тося Захарова вытачивала 40 - 50 деталей за смену, теперь она даёт по 150 - 160 деталей.

Это только один пример. А ведь на заводе за последние три месяца таких предложений поступило свыше 600, и 137 из них уже внедрены в производство. В результате этого производительность труда «а заводе по сравнению с прошлым годом увеличилась на 30 процентов!...

В третьем цехе не было такого молодого рабочего, который бы не принимал участия в этой общей работе, направленной к сокращению непроизводительного времени. Предложения поступали одно за другим. Некоторые рабочие внесли по нескольку предложений.

Полина Новикова на одном из технических совещаний внесла предложение: переставить по - иному станки, которые она обслуживала. Два из них стояли рядом, а один - в отдалении. Хождение от одного к другому отнимало у неё много времени. Полина техническим расчётом обосновала, что лучше будет, если все три станка выстроить рядом, в одну линию. Когда её предложение было осуществлено, производительность труда фрезеровщицы сразу увеличилась почти на 20 процентов.

Сверловщицам раньше приходилось для установки деталей и подачи сверла делать за день сотни однообразных движений рукой.

Родилась мысль: заменить механическое движение рукой пневматикой. Приспособление оказалось простым, но очень эффективным: производительность труда сверловщиц возросла на 200 - 250 процентов.

И вот теперь Полина Новикова вместе с подругами пришла к комсомольскому секретарю с новым предложением. Молодые работницы предлагали полностью автоматизировать сверлильный станок, чтобы все операции, начиная от подачи заготовок и кончая снятием готовой детали, совершались при минимальной затрате физической силы, автоматически, с помощью сжатого воздуха.

- Это здорово! - рассматривая чертёж, воскликнул Василий. - Но надо, конечно, посоветоваться с Верой Сергеевной...

Прогудел гудок. Перерыв окончился. Молодые рабочие, переговариваясь, стали расходиться к своим станкам. Вместе с ними вышел и Василий. Загоревшись новой мыслью, он отправился разыскивать Дмитрия Георгиевича.

Василий застал парторга в небольшой пристройке в самом дальнем углу цеха, среди слесарей, работавших над установкой пневматики. Здесь же находились начальник цеха, его заместитель и Вера Мотора. Они склонились над большим листом железа, на котором мелом была вычерчена схема сверлильного станка.

«Значит, дело уже на ходу, - подумал Василий. - Это хорошо».

- А не лучше ли сделать так, чтобы готовые детали убирались вниз? - говорил начальник цеха, обращаясь к парторгу.

- Да, - ответил Дмитрий Георгиевич. - Сюда подходит обойма с заготовками. - Он указал рукой. - Сжатый воздух заставляет их беспрерывно стремиться под сверло... Вроде как пули в автомате!... А убирать готовые детали, конечно, по - моему, лучше вниз... - добавил он и, взяв Василия и Веру за плечи, пошёл с ними по цеху. - Детально обсудим всё на техническом совещании. Хорошо, что мысль такая родилась, а теперь уже всё зависит от нас!...

Они шли втроём по цеху, не переставая говорить о предложении и о той экономии, которую оно принесёт; когда проходили мимо стенда, на котором висело объявление о коллективном посещении рабочими цеха спектакля «Незабываемый 1919 - й», Дмитрий Георгиевич остановился.

- Вот где у нас слабое место, Вася, - тепло сказал он, - самодеятельность художественная. Мы добились, что каждый наш рабочий учится в политшколе, в вечерней школе рабочей молодёжи, в техникуме при заводе, в институтах и университете. Это хорошо. Рабочие наши - люди творческие, я бы сказал, а вот... - он постучал пальцем по афише. - Пьесу эту пора бы не только посмотреть в театре, а своими силами поставить. А мы три недели спевку хора организовать не можем: то баянист заболел, то солисты голос застудили...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

«Далеко от Москвы»

Беседа с режиссёром - постановщиком фильма А. Столпером