Правдивый спектакль

С Смоляницкий| опубликовано в номере №566, декабрь 1950
  • В закладки
  • Вставить в блог

«Вторая любовь» Е. Мальцева и Н. Венкстерн в Московском театре имени Ленинского комсомола

... Комсомольская свадьба. Сколько здесь жизни, молодости, бодрости, веселья! Счастливы новобрачные - Груня и Родион. Их поздравляют, желают счастья...

Но уже в момент этого свадебного веселья зритель улавливает нотки будущего конфликта, видит разные характеры Груни и Родиона Васильцовых.

- Будем жить всем на зависть. Верно, Груня? - говорит Родион.

- Лишь бы нам и всем хорошо было... А зависть у других вызывать - зачем она нам? - отвечает невеста.

Война нарушает радостную и счастливую жизнь советских людей. Вместе с другими молодыми колхозниками уезжает на фронт и Родион. Груня остаётся в тылу. Тяжёлые испытания предстоят ей. Но именно в трудные минуты во всей своей суровой и строгой красоте проявляются черты её характера, передовой советской женщины - труженицы: внутренняя душевная сила, моральная чистота и стойкость. Только острее и глубже стал взгляд её, больше и дальше видит она...

И когда после войны Груня снова встречается с вернувшимся с фронта Родионом, мы видим её уже не робкой и застенчивой девушкой, какой она была в первой сцене. Трудности закалили её. Партийная и комсомольская организации помогли ей сформироваться в подлинную героиню социалистического труда, выйти на широкую дорогу больших дел.

Теперь перед нами волевая и цельная натура, богатая и сложная, но такая близкая и понятная нам! А Родион? Он остался таким же, как был: самодовольным и честолюбивым. А боевая слава, которую он привёз с фронта, быть может, прибавила ему ещё больше самоуверенности.

С болью в сердце Груня разочаровывается в любимом человеке, и когда она видит, что Родион стремится только к личной славе, к личным успехам, это разочарование перерастает в разрыв.

Этот драматический конфликт стоит в центре пьесы. Зрителя глубоко волнует борьба нового, передового со старым, отживающим. Груня от всего сердца трудится. Она и за Родиона ведёт борьбу от всего сердца, спасая его для общественного труда, отстаивая своё право на большую и чистую любовь. И она побеждает в этой борьбе.

Думается, что именно в этом - в уменье правдиво и полно скупыми средствами показать неразрывную связь личного с общественным, в уменье ярко и образно раскрыть высокие общественные идеалы и всё душевное богатство советского человека - большая творческая удача молодой артистки Зинаиды Рудневой, играющей Груню.

Радует и игра молодого артиста Геннадия Карновича - Валуа, создавшего правдивый образ Родиона Васильцова. Талантливый артист с самого начала показывает как бы две противоречивые черты характера - мелкое тщеславие, стремление всюду быть первым - и вместе с тем ещё не до конца утерянное чувство коллективизма, по природе присущее советским людям.

Васильцов не «пропащий человек», и за него стоит бороться. Он хотел лёгким трудом добиться славы, ради тщеславия быть впереди других. В этих стремлениях его постигла неудача. Он остался одинок и потерял цель в жизни. Но велика сила коллектива. Она помогает Родиону осознать свои ошибки, вернуться к жизни и вновь завоевать любовь Груни и доверие товарищей. Зритель верит и Груне, когда она говорит, что теперь эта любовь будет светлее, чище, крепче, и Родиону, когда тот отвечает на эту реплику: «От всего сердца!»

Недостаточно полно и порой поверхностно показан в спектакле секретарь райкома Ракитин (артист Е. Кузнецов). В пьесе лишь схематично намечена фигура партийного руководителя района, вожака масс. Поэтому не получилось полноценного, волнующего образа и в. спектакле.

«Вторая любовь» - повесть о жизни колхозной деревни, о судьбах и трудовых подвигах её людей, которых советский зритель уже близко узнал и полюбил в романе Е. Мальцева «От всего сердца».

Театр сумел создать в этом молодёжном спектакле свежую, живую и поэтическую атмосферу. Чудесны комсомольцы. Они большая сила в колхозе, они поддерживают Груню в трудные минуты, помогают Родиону.

Знаменательно, что комсомольцев играет артистическая молодёжь, совсем недавно окончившая театральную студию. Почти все они выступают впервые. Актёры Валентин Бегтин, Маргарита Лифанова, Галина Сабанеева, Римма Марковн создают яркие и запоминающиеся образы комсомольцев.

Большой симпатией пользуется у зрителей секретарь комсомольской организации Ваня Яркие (артист Валентин Бегтин). Прекрасный товарищ, неутомимый организатор и рационализатор, он покоряет своей искренностью, молодёжным задором.

В спектакле чувствуется опытная рука режиссёра лауреата Сталинской премии народной артистки РСФСР С. В. Гиацинтовой. Кропотливо и любовно она помогала молодым артистам в их работе над ролью, заботилась о том, чтобы участники спектакля познакомились с колхозной жизнью в подшефном театру колхозе «Труд». Всё это помогло артистам правдиво выразить те черты характера советских людей, которые они наблюдали в жизни.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Изыскатели на волжских берегах

Беседа с главным геологом строительства Сталинградской ГЭС В. Галактионовым