Легкоатлеты

Е Пономарёва| опубликовано в номере №559, сентябрь 1950
  • В закладки
  • Вставить в блог

Спортивное лето близится к концу. Позади осталось множество состязаний. Все больше и больше становится чемпионов СССР 1950 года. Во второй половине сентября в Киеве предстоят крупнейшие соревнования сезона - на первенство Советского Союза по лёгкой атлетике. И вот перед генеральным смотром наших легкоатлетических сил оглянемся назад, вспомним, что же интересного было на стадионах.

Самое примечательное - наступление молодёжи. Многие молодые спортсмены ни в чём не уступают признанным мастерам.

Правда, ветераны не намерены так легко сдавать свои позиции. Напротив, стремительно идущая вперёд молодёжь как бы подхлёстывает «стариков», и они молодому задору противопоставляют опыт, закалку, технику. А это приводит к высоким результатам, к новым рекордам.

И ещё одна особенность, присущая только советскому спорту, особенность, которая могла родиться только у нас, в стране строящегося коммунизма, я стране, где взаимоотношения между людьми создаются на новых началах. Речь идет о тех тренерах, которые ещё продолжают выступать.

Многократный чемпион СССР в беге на короткие дистанции москвич Николай Каракулов увидел в приехавшем из Алма - Аты молодом спортсмене Владимире Сухареве достойную себе замену. Он предложил Сухареву тренироваться вместе, предупредил его, что предстоит кропотливая, требующая терпения и настойчивости, не знающая никаких отступлений от намеченного плана работа.

Николай Захарович Каракулов знал и чувствовал, как никто другой, что именно его ученик Сухарев раньше других опередит на гаревой дорожке своего учителя. Так и случилось. В нынешнем сезоне Владимир Сухарев - самый быстрый в беге на 100 и 200 метров. Почти каждый раз Сухарев и Каракулов стартуют вместе, и теперь каждый раз ученик побеждает учителя и после соревнования с еще большим усердием выполняет указания учителя.

На соревнованиях в честь Дня физкультурника Сухарев повторил рекорд Каракулова, пробежав 100 метров за 10,4 секунды, а 200 метров он пробежал за 21,4 секунды - это лучше всесоюзного рекорда ленинградца Р. Люльке, установленного четырнадцать лет назад.

Неоднократный чемпион СССР в прыжках с шестом москвич Николай Озолин в прошлом году в соревнованиях на первенство Москвы впервые за много лет потерпел поражение: он проиграл молодому легкоатлету Борису Сухареву. Озолин поздравил победителя, крепко пожал ему руку и сказал, что это - «только начало».

Борис Сухарев переехал в Москву из Курска в прошлом году. Его знали мак сильного прыгуна в высоту: в 1948 году он прыгнул на 1 метр 87 сантиметров.

Присматриваясь к Сухареву, Озолин посоветовал ему перейти на прыжки с шестом. Начались дни долгих тренировок. Нельзя сказать, чтобы Сухареву легко давались прыжки. Иногда он недоумевал: «И с чего это Николай Георгиевич решил, что из меня получится шестовою?»

Но воля тренера, желание и способности ученика взяли своё. Всё выше поднималась планка. Наконец она была поднята на 4 метра - рубеж, о котором мечтал Сухарев. И 4 метра были взяты! Озолин всё повторял, что это - лишь начало. И действительно, вскоре Сухарев взял 4 метра 10 сантиметров. В нынешнем сезоне во время матча между командами СССР - Венгрии он был впереди своего учителя.

Мы привели только два примера, а можно было бы привести гораздо больше и не только в лёгкой атлетике.

Из тех, кого принято называть ветеранами, а нынешнем сезоне, пожалуй, успешнее других выступает киевлянин Александр Канаки. В прошлом он был известен как чемпион и рекордсмен страны в десятиборье, толкании ядра, барьерном беге. Это был разносторонний спортсмен.

Когда началась война с гитлеровскими захватчиками, Канаки ушёл на фронт. Он воевал храбро, умело. В одном бою он был тяжело ранен в правую руку. Его долго лечили. Искусные хирурги сохранили ему руку, но о занятиях спортом запретили даже думать. Однако Канаки не сдавался. Ещё в госпитале он пробовал двигать рукой, делал упражнения. Было очень трудно. Но одна мысль, что иначе ему никогда больше не придется заниматься спортом, заставляла делать гимнастику с ещё большей энергией.

Выписавшись из госпиталя, Канаки приехал в Москву. Здесь он встретил своего товарища в жизни и соперника на стадионе метателя Леонида Митропольского, отважно сражавшегося в партизанском отряде.

- Знаешь что, Саша, - сказал ему Митропольский, - возьми мой молот. Попробуй потренироваться, я думаю, что дело у тебя пойдёт. Не всё потеряно, ты ещё будешь чемпионом.

С этого дня Канаки начал изучать технику метания молота.

Метание молота - трудный и сложный вид легкой атлетики, требующий большой силы и сноровки. Спортсмен, взявший в руки молот, раскручивает его над головой, затем выпускает молот из рук, и он, со свистом рассекая воздух, летит далеко в поле.

В списке десяти лучших метателей мира 1949 года А. Канаки занял второе место. Первым был Имре Немет (Венгрия). В прошлом сезоне Канаки метнул молот на 58 метров 55 сантиметров - это был новый всесоюзный рекорд. В нынешнем сезоне Немет метнул молот на 59 метров 88 сантиметров - это был новый мировой рекорд. Минувшей весной Канаки и Немет тренировались вместе в Сочи.

Встреча этих выдающихся метателей произошла на московском стадионе «Динамо» в матче между легкоатлетическими командами СССР и Венгрии. Немет не знал за последние годы поражений. Сначала всё складывалось в пользу венгра. До шестой, последней попытки впереди был Немет, сделавший бросок на 56 метров 98 сантиметров. Последняя попытка. Канаки вложил все свои силы, уменье и волю в этот бросок, и он удался ему: 57 метров 35 сантиметров пролетел молот. Победил заслуженный мастер спорта Александр Канаки.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия  Ланского «Синий лед» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Знаменитый деятель науки

К 15-летию со дня смерти К. Э. Циолковского