Исполнилось 110 лет со дня смерти Ивана Петровича Котляревского, выдающегося украинского писателя. Его заслуженно называют «отцом новой украинской литературы». Витиеватому и архаичному языку «книжных людей» XVIII века, перегружённому тяжеловесной церковнославянской лексикой и полонизмами, Котляревский в своём творчестве противопоставил мелодичный народный украинский язык.
Будущий писатель был беден и рано вступил в самостоятельную жизнь. Он служил учителем в домах богатых помещиков и мелким чиновником в канцеляриях; он находился и на военной службе, где благодаря храбрости, проявленной в сражении против турок, достиг звания капитана. Рано приобретя огромный жизненный опыт, близко сталкиваясь с народом, Котляревский проникся чувством сострадания к его тяжёлой доле. Не возвышаясь до революционных идей борьбы с крепостным правом, впоследствии так гениально выраженных в творчестве Тараса Шевченко, Котляревский резко осуждал помещичью знать и в своём лучшем произведении - «Энеиде», в сцене сошествия Энея в ад, - поместил среди грешников помещиков-панов, которые «людям льготи не давали i ставили ix за скотiв».
«Энеида» Котляревского - сатирическая поэма. Её фабула заимствована из «Энеиды» Вергилия. Но у Котляревского, поэта-сатирика, «благородная» тема решается с помощью бурлески: шутовской язык и пародия совершенно вытесняют возвышенный слог Вергилия.
«Энеида» Котляревского - блестящий образец сатирического изображения быта и нравов старой украинской гетманщины. Эту поэму Котляревский писал около 30 лет. Популярность поэмы была так огромна, что первые её три части были изданы (в 1798 году) без ведома автора - по рукописным спискам. Только в 1809 году Котляревский издал четыре части поэмы. А полностью все шесть частей этого произведения появились впервые в харьковском издании 1842 года только после смерти автора. С тех пор вышло множество изданий «Энеиды», последнее из них - уже после Великой Отечественной войны. О самой поэме существует огромная критическая литература.
«Энеида» Котляревского очень своеобразна по своей словесной инструментовке и, главное, по национальному колориту. При стихотворном переводе все тонкие её особенности, оттенки поэтической мысли, передать исключительно трудно. Но, несмотря на это, имя Котляревского известно далеко за пределами Украины.
Влияние творчества Котляревского на украинскую литературу было огромным. Достаточно сказать, что оно вызвало к жизни целое литературное движение, известное на Украине под именем «котляревщина»: десятилетия «Энеиде» подражали и использовали её в различных целях поэты самых различных направлений.
Котляревский известен также как замечательный драматург. Его «Наталка-Полтавка» - одна из самых популярных пьес классического репертуара украинского театра.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.