Вот промелькнул первый светофор. Осталось еще четыре. Пролетел над паровозом мост, остался по правую сторону от полотна рабочий посёлок. Сейчас путь резко свернёт в сторону. Таких «кривых» на этом перегоне две. Они усиливают сопротивление, в дождь приходится подавать песок, чтобы не забуксовал паровоз. Но сегодня сухо. Подъём начался. Вот второй семафор. Потянулись сады и огороды. Вот картофельное поле. «Уже везде отцвёл картофель, - отмечает про себя машинист. - А овёс - то какой высокий!» Это поля колхоза Мазило - ва. «Хороший нынче урожай!» Ещё семафор. Скорость нормальная - 35 километров.
- Саша! Ещё тройку лопат подбрось.
Вот и переезд Можайского шоссе и тот же милиционер в белом кителе. Опять семафор. Потянулись строения.
Скорость - 20. Семафор. Вот и пакгаузы. Ручку тормоза легонько подтянуть. Станция «Кунцево». Перегон закончен.
И так каждый перегон. На каждый десяток километров нужно рассчитать скорость, профиль пути, расход топлива.
Это отлично делают машинисты, помощники и кочегары паровоза «СУ - 215 - 51». Мы сказали «машинисты» потому, что на этом паровозе три смены. Это комсомольская бригада. Три машиниста: бригадир, он же старший машинист, Василий Разорёнов, Александр Евтеев и Иван Ряховский. Это - партийное ядро в бригаде. Они коммунисты, остальные комсомольцы.
Год назад паровоз, о котором идёт речь, считался отстающим. То есть локомотив был таким же. Но неизбежно из рейса возвращался он с пережогом топлива, и когда в депо имени Ильича - в одном из лучших депо в Союзе - узнали, что комитет ВЛКСМ решил именно на этом паровозе создать комсомольскую бригаду, немало прошло усмешек по лицам старых паровозников, немало пришлось выслушать досадных слов и сомнений секретарю комсомольского комитета Марусе Ермоловой, а троим друзьям - машинистам наслушаться пришлось вволю поучений и предсказаний. И, наверно, ещё и потому, что комсомольской бригаде сразу не поверили, все девять человек взялись за работу и за учёбу лихо, с ожесточением.
Паровоз покрасили светлозе - лёной краской, «чтоб всегда был чистый», впереди сделали надпись «Комсомольский». Промывку начали делать сами и поставили дело так, что локомотив работал круглые сутки без захода в депо. И пока одна смена была в рейсе, Василий Разорёнов, да и все машинисты проходили со своими помощниками и кочегарами рейс на земле: в депо, в техническом кабинете.
Брата своего, кочегара Александра, старший машинист взял помощником. А Александр, быстро овладев делом, сдал экзамен по всем шести специальным предметам и получил права помощника машиниста.
- Мы им докажем! - говорили и машинисты, и помощники, и кочегары.
«Им» - это были те, кто на первых порах не захотел поверить молодым паровозникам. «Им» - это были старики - машинисты - «миллионщики», которые иной раз заходили к комсомольцам и придирчиво расспрашивали о пройденном рейсе, давали заковыристые задачи и наивно удивлялись простым и верным ответам. «Им» - это были все комсомольцы, которые на собрании просили «не подкачать и достигнуть перелома».
Локомотив начал давать экономию топлива.
И если помощник машиниста Василий Разорёнов блестяще защитил аттестат, то его сменщик - помощник машиниста Борис Пикулин - сдал экзамен на машиниста, а Александр Конышкин готовится скоро последовать его примеру.
Энтузиазм, с которым взялась бригада за работу, не уменьшился и сейчас. Кочегары Фёдор Чапенко, Герман Рассадив, Николай Попов изучают в свободное время правила технической эксплоатации, сигнализацию,
тормозное дело и многие другие предметы, необходимые для сдачи экзаменов на звание помощника машиниста.
... В депо имени Ильича висит приказ министра. В этом приказе всем депо страны приказано равняться по паровозникам - ильичёвцам, которые достигли значительных успехов в экономии по хозрасчёту.
Недавно депо имени Ильича получило переходящее Красное знамя Совета министров и ВЦСПС за лучшие показатели в социалистическом соревновании.
... Комсомольский паровоз «СУ - 215 - 51» за экономию топлива, экономию по хозрасчёту и превышение технической скорости занял в соревновании второе место.
- Мы им докажем! - говорят машинисты, помощники и кочегары.
«Им» - это тем, той бригаде, чей паровоз пока на первом месте.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.