Юбилей - торжественное, волнующее событие. Особенно, когда юбиляр - коллектив, с которым пройдена вся жизнь.
С Малым театром у каждого из нас связано много личных воспоминаний, радостных я грустных. Но для нас, советских актёров, значение праздника заключается не только в личных воспоминаниях.
Малый театр - театр подлинно народного русского искусства. На его сцене выросло несколько поколений замечательных русских артистов, таких, как Никулина, Садовская, Федотова, Ермолова, Лешковская, Мочалов, Щепкин, Садовский, Ленский, Рыбаков, Южин и другие, которые потрясали наши сердца, волновали, пробуждали добрые чувства, донося до народа образы передовой, демократической русской драматургии. Малый театр справедливо называли вторым Московским университетом. И эти славные традиции театр хранит и оберегает, любовно передавая их своей смене - молодой актёрской труппе.
Молодёжь, работа с нею - самое лучшее, самое светлое в моей жизни. Более сорока лет я отдала воспитанию подрастающего поколения актёров. Радостно становятся на душе, когда наблюдаешь, как она растёт, выходит на сцену.
Являясь заведующей кафедрой мастерства актёра Театрального училища имени Щепкина, я пытливо, присматриваюсь к каждому из молодых актёров, внимательно слежу за их развитием, стараюсь направить их творческую судьбу.
Многое может сказать учитель о своих питомцах.
Самое главное я самое ценное в нашей актёрской смене, мне кажется, как и во всей советской молодёжи, - это её беззаветная любовь к своему делу, к театру, это настойчивость в достижении цели, трудолюбие, упорство в учёбе, стремление отдать все свои силы на службу народу, Родине. Молодёжь обогащает плодотворные вековые традиции Малого театра, принося на сцену свою юношескую искренность, кровную связь с жизнью, преданность и чуткость к положительным идеалам страны, эпохи. Это с полной уверенностью можно сказать о всей чудесной, талантливой смене, растущей в нашем театре.
У воспитанников училища различные жизненные биографии, хотя они ещё только начались. Но единственное, что всем им в равной степени свойственно, - это страстная любовь к театру. Причины, которые зародили эту любовь, мечту о сцене, различны, но мечта уже осуществляется, что придаёт им уверенность в их творческой жизни.
Вспоминаю каждого. Вот Ольга Хорькова - актриса лирического плана, подлинно русская по самой сущности своей творческой индивидуальности. Ольга пришла в труппу Малого театра из Училища имени Щепкина. Но уже будучи слушательницей её, в годы войны, комсомолка, активная общественница, комсорг курса, она работала во фронтовой бригаде нашего театрального коллектива. Дарование Хорьковой ярко обозначилось в роли Аниски («Нашествие» Л. Леонова). После удачного дебюта двадцатилетняя актриса была приглашена в труппу Малого театра. За эти годы Ольга исполнила несколько значительных ролей: Любаши в «Великой силе», Полины в «Доходном месте» и Марьи Антоновны в «Ревизоре». В последнем спектакле мне пришлось выступать вместе с Ольгой Хорьковой н, как учителю, приятно было убедиться в том, что молодая талантливая актриса сумела войти в ансамбль исполнителей старейшего спектакля нашего театра и добиться подлинно реалистического исполнения трудной роли.
Совсем юной девушкой, окончив в Челябинске десятилетку, поступила в театральное училище Констанция Роек. Был первый год войны. Констанция с благоговейным вниманием слушала беседы педагогов о Малом театре, о его мастерах и традициях. Занимаясь на третьем курсе, Констанция показала своя недюжинные способности в исполнении таких трудных ролей классического репертуара, как ибсеновская «Нора», где она выступала главной героиней. Год спустя будущая актриса успешно исполняет роль Снегурочки и Сани в «пьесе В. Катаева «Отчий дом».
Дарование Констанции Роек возбуждало смелые надежды, и теперь, кажется, можно уверенно сказать, что она их оправдала. В 1945 году Роек была принята в труппу Малого театра. И вполне закономерно сложилась её судьба. После удачного дебюта Констанции поручаются ответственные роли драматического и комедийного репертуара. За четыре года пребывания в Малом театре Роек создала уже ряд запомнившихся образов. И если в училище было ещё рано говорить о таланте Роек - актрисы, то когда она появилась на сцене Малого театра: сперва - в роли Нонны («Сотворение мира» Н. Погодина), требовавшей проникновения в сложную душевную драму, затем - Виолы («Двенадцатая ночь» Шекспира), требовавшей комедийного блеска, глубины и чистоты душевных переживаний, обаяния женственности, - тогда можно было уже с уверенностью говорить о её большом даровании. Надо было видеть, как старые мастера театра восхищались игрой Роек, сумевшей после нескольких репетиций (роль Виолы была получена ею неожиданно, ввиду болезни основной исполнительницы) овладеть трудным шекспировским образом и войти в ансамбль спектакля. В роли Ларисы («Бесприданница») Констанция показала себя актрисой необычайно тонких и острых переживаний, широкого диапазона, большого обаяния и драматической силы.
Примерно тот же путь прошла я Ирина Ликсо - девушка из Калуги. Незаурядные способности, любовь к искусству обеспечили ей после окончания Училища имени Щепкина вступление в труппу Малого театра. И в пер вые же дни своего пребывания в труппе Ирине Ликсо пришлось выдержать серьёзнейшее испытание. Она получила одну из самых сложных ролей в спектакле «Горе от ума» - роль Софьи. В этой роли на сцене Малого театра блистали такие замечательные актрисы, как Ермолова, Яблочкина. Ирине в спектакле пришлось выступать с такими корифеями сцены, как Пров Садовский, Александра Яблочкина, Варвара Рыжова и Евдокия Турчанинова. Легко представить себе волнение молодой актрисы. Но долгая и кропотливая работа над ролью, проникновение в стиль бессмертной грибоедовской комедии помогли Ирине Ликсо. Зритель горячо принял молодую дебютантку. И по существующей в Малом театре многолетней традиции старые мастера сцены ознаменовали успешный дебют молодой актрисы а роли Софьи подарками. Это дань признания таланту.
За небольшой период времени Ирина Ликсо удачно исполнила Луизу в «Коварстве и любви», Елену Васильевну в «Женитьбе Белугина», Клару в «Пигмалионе» и Надежду Коробкову в «Великой силе». В настоящее время молодая актриса готовится выступить в роли графини Воронцовой в пьесе К. Паустовского «Наш современник», премьера которой состоялась в предъюбилейные дни театра. Зритель с надеждой следит за дальнейшим совершенствованием дарования Ирины Ликсо, которому свойственны жизненность и тонкость рисунка образа, способность к выразительному воплощению его внутреннего содержания, сценическое обаяние, искренность.
Подлинно одарённой актрисой является и Татьяна Панкова, которая в ряде сыгранных ею ролей доказала, что может быть достойной сменой старым мастерам Малого театра.
В годы войны в Советскую Армию ушёл Борис Телегин. Вернувшись после демобилизации в родной Малый театр, молодой артист сумел зарекомендовать себя хорошим исполнением Горецкого в «Волках и овцах», Басманова в «Иване Грозном», инженер - полковника Шибанова в «Великой силе», капитан - лейтенанта Боровского в «За тех, кто в море». И совсем недавно Телегин выдержал серьёзный экзамен. исполнив роль Паратова в «Бесприданнице».
Только в текущем году окончил Училище имени Щепкина н принят в состав труппы мой воспитанник Михаил Новохижин. Он сын рабочего табачной фабрики в Феодосии. Пройдя большой путь от бойца Советской Армии до офицера, слушателя Военной академии, Михаил Новохижин страстно мечтал о театре. Ещё будучи слушателем Училища вмени Щепкина, он удачно сыграл Максима Голубкина («Встреча с юностью»), Булавина («Хождение по мукам»), Алексея Доститаева («Егор Булычев») и т. д. В выпускном спектакле Новохнжин проникновенно нарисовал образ советского музыканта Иванова в пьесе «Строгое воспитание» Л. Левона.
М Новохнжин - всесторонне развитый и одарённый молодой актёр, обладающий большой работоспособностью. Мне хочется пожелать моему воспитаннику, вступившему в Малый театр в исторический год его 125 - летия, такой же серьёзной, углублённой работы, как в училище.
Я не останавливаюсь на других молодых талантливых актёрах: К. Гойликовской, проявившей себя в характерных ролях, праправнучке великого Щепкина - Александре Щепкиной, Е. Солодовой, пришедшей в наш театр из таганрогского Театра вмени Чехова, Николае Афанасьеве н других - не потому, что они этого не заслуживают, а потому, что и в их дарованиях присутствуют те же особенности, которые я пыталась обрисовать, говоря об их товарищах.
Когда я вспоминаю нашу одарённую смену, когда я думаю о тех замечательных условиях, которые созданы в Советской стране для её идейного и художественного роста, хочется сказать слова глубокой благодарности нашей большевистской партии, товарищу Сталину, который с отцовским вниманием наблюдает за духовным воспитанием нашей молодёжи.
Молодому поколению актёров Малого театра предстоит трудная, ответственная задача: хранить и обогащать прекрасные реалистические традиции старейшего русского театра. Наша смена призвана пробуждать в народе любовь к театральному искусству, оберегать, возвеличивать и пропагандировать русский язык, язык великого народа.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.