Художник М. В. Нестеров был современником крупнейших русских художников - реалистов - Репина. Сурикова, Васнецова; в то же время он является и нашим современником и одним из крупнейших советских портретистов. В ряде своих портретов Нестеров показал замечательных деятелей советской культуры и науки. Таков его портрет знаменитого русского физиолога, мирового учёного и великого исследователя, Ивана Петровича Павлова.
Познакомившись с И. П. Павловым в 1930 году. Нестеров был очарован великим русским учёным. «Страстная динамика, какой - то внутренний напор, ясность мысли, убеждённость делали беседу с Иваном Петровичем увлекательной», - пишет художник в своих воспоминаниях о И. П. Павлове.
Воспроизведенный в настоящем номере портрет И, П. Павлова написан М. В. Нестеровым в 1935 году в Колтушах, на застеклённой террасе, через открытое окно которой видны строения экспериментальных лабораторий.
Согласившись позировать, И. П. Павлов не мог сидеть без дела: он - читал новые книги и специальные журналы. В своих воспоминаниях Нестеров пишет: «Я едва усадил его за стол. Неуёмный старик сидеть не любил. Всё бы ему кипеть и бурлить! Наконец сел за стол, раскрыл книжку иностранного журнала. Ну, думаю, будет спокойно сидеть. Где там! Как ударит кулаком об стол! Страницу не листает, а рвёт. Это он гневается на автора иностранной статьи, который возражает против его учения о рефлексах. Спорит с ним, грозя очами, негодует. Ну, я так и написал его с кулаками. Пусть грозит глупцам и невеждам».
Этот жест рук раскрывает характер Павлова - горячий, твёрдый и волевой. Выразительно и лицо учёного, в котором переданы огромное вдохновение, бодрая, жизнеутверждающая сила, молодое дерзновение.
Обладая огромным живописным мастерством. Нестеров создал глубоко психологический портрет советского учёного в момент его творческой научной деятельности.
В портрете Павлова Нестеров показал образ советского учёного, не углублённого только в свою науку и далёкого от жизни человека, а живого, волевого созидателя новой культуры, борца за новую, материалистическую науку.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.