Великий ученый-патриот

Ю Фролов| опубликовано в номере №536, сентябрь 1949
  • В закладки
  • Вставить в блог

Сто лет назад, 26 сентября 1849 года, в Рязани родился Иван Петрович Павлов - величайший корифей русской и мировой науки.

Ещё юношей, обучаясь в школе, Павлов зачитывался произведениями философов - просветителей В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова и Д. И. Писарева - страстного пропагандиста естествознания. Уже в это время у него ясно обозначилось увлечение естественными науками. Когда в 1863 году вышла замечательная книга И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга», Павлов, прочтя её, окончательно решил посвятить себя изучению нервной деятельности человека. Через шесть лет он покидает родной дом и уезжает в Петербург. Вскоре мечта его сбылась: он студент естественного отделения физико - математического факультета университета. Не задумываясь, Павлов избирает своей специальностью физиологию - наужу о жизни органов тела человека и животных в тесной связи с окружающей средой. Студент Павлов блестяще выполняет свою первую научную работу - исследование нервов поджелудочной железы. Исследования, сделанные им, имели большое научное значение, и Павлов удостаивается высшего отличия - золотой медали.

После окончания университета Павлов поступил студентом в Медико - хирургическую академию. Под влиянием научных идей виднейшего русского клинициста С. П. Боткина молодой учёный стремился создать новую научную теорию лечения болезней, основанную на опыте и эксперименте.

При клинике Боткина Павлов основал небольшую лабораторию для работы над животными, где проверял правильность взглядов клиницистов на взаимную связь органов тела и нервной системы.

В 1883 году Павлов блестяще защитил докторскую диссертацию на тему об усиливающих нервах сердца. Он открывает нерв, раздражение которого слабым электрическим током восстанавливает деятельность ослабевшего сердца, усиливая питание и обмен веществ в его клетках.

Павлов стал доцентом. Вскоре после поездки за границу его избирают профессором фармакологии Военно - медицинской академии. Отдаваясь всецело науке, бедствуя материально, Павлов неутомимо продолжал вести исследовательские работы. Не имея лаборатории, он иногда брал оперированных им собак к себе в тесную квартиру.

Только в 1891 году Павлов, а возрасте уже 42 лет, получил возможность более широкой исследовательской работы во вновь открывшемся Институте экспериментальной медицины. Институт этот привлёк к себе отважных исследователей, боровшихся с самыми опасными, самыми тяжёлыми болезнями. Среди других болезней в задачи института входило и лечение людей, укушенных бешеными животными. В институт постоянно прибывало множество собак, подозрительных по бешенству. Для Павлова открылась возможность после отбора здоровых животных ставить на них важнейшие физиологические опыты.

Первым крупным успехом, обеспечившим впоследствии Павлову мировую известность, была операция так называемого мнимого кормления. Благодаря искусственному изменению пути прохождения пищи в теле собаки, которое производил Павлов, пища, попадая в рот животного при глотании, тотчас выводилась обратно через специальное отверстие, сделанное с этой целью в пищеводе. Однако этого было достаточно для того, чтобы вызвать раздражение воспринимающих нервных окончаний во рту, и из фистулы желудка собаки, который имеет нервную связь со слизистой оболочкой рта, начинал выделяться желудочный сок. Последний мог быть использован как лекарство.

На Аптекарском острове, в новом здании лаборатории, Павлов впервые со всей широтой и последовательностью развернул свои работы в области физиологии пищеварения. Он подвергал операциям десятки собак, учил персонал ухаживать за ними после операции и спустя несколько лет открыл своеобразную «фабрику» натурального желудочного сока, добываемого у собак, для того, чтобы лечить им больных, страдающих недостатком желудочного сока.

В 1895 году Павлов получил кафедру физиологии в Военно - медицинской академии, а в 1897 вышло в свет первое издание его «Лекций о работе главных пищеварительных желез».

И. П. Павлов не 'гнался за славой. Он не спешил рекламировать свои научные достижения и опубликовал свои научные труды только тогда, когда вся система его открытий в важнейшей области пищеварения была уже закончена. В тот период хищение чужих идей широко практиковалось в Европе. Публикуя свои научные труды в виде монографии, И. П. Павлов мечтал только об одном: «послужить своими трудами величию и славе русского народа», верным сыном которого он был. И. П. Павлов становится одним из любимых вождей передовой русской науки. К нему стекаются ученики со всех концов страны, чтобы научиться у него новым методам физиологического исследования.

Исследования Павлова в области регуляции пищеварения заставили заговорить о себе весь учёный мир. Павлову стали преподносить медали и дипломы почти все академии и университеты мира.

Благодаря исследованиям Павлова процесс прохождения пищи в желудочно - кишечном канале постепенно становился всё более понятным и доступным для вмешательства: глаз исследователя приобрёл способность видеть насквозь организм животного. Тем самым открытия Павлова способствовали развитию новых ценных методов лечения людей, страдающих расстройствами желудочно - кишечного канала, т.е. они открыли дорогу научной гигиене питания.

Несмотря на всеобщее признание, Павлов оставался всё тем же скромным человеком. Беззаветную преданность науке он делил только с любовью к природе. Каждой весной он уезжал на дачу, на берег моря, вместе с семьёй, увлекался разведением цветов, чисткой садовых дорожек и т. д.

Известность Павлова продолжает расти. Его приглашают на международные конгрессы и съезды, где он выступает с яркими докладами, призывая учёных отдавать себя служению той науке, которая приносит пользу народу.

В это время Павлов занялся вопросом изучения условных рефлексов у животных.

Если дать собаке кусок пищи, то из фистулы, сделанной на щеке, потечёт слюна; при этом в нервной системе животного произойдёт передача, переброс возбуждения с чувствительных нервов языка, раздражаемых пищей, на нервы, заведующие работой слюнной железы. Это явление носит в физиологии название рефлекса.

Павлов установил, что выделение слюны происходит не только при акте еды, но и при виде и при запахе пищи, причём качество слюны в точности соответствует случаю, когда непосредственно раздражаются нервы языка, и лишь по количеству уступает ей. Такие рефлексы слюнной железы, которые возникают при воздействии пищи на расстоянии, Павлов называл условными рефлексами.

Открытие Павловым условных рефлексов отдавало в руки физиолога весь сложный мир внутренней жизни мозга животного. Оно позволяло определить, с какой степенью точности и с помощью каких нервных связей в высших корковых центрах животное разбирается в явлениях и предметах окружающего мира. И. П. Павлов в этом случае руководствовался идеями Сеченова, изложенными в «Рефлексах головного мозга». Это открытие привело к обоснованию нового павловского учения - об анализаторах внешней среды. Они начинаются в органах чувств и имеют своё представительство в определённых частях мозговой коры. Удаление коры мозга лишает животное возможности разбираться в явлениях окружающего мира.

Царские чиновники подозрительно относились к успехам работ Павлова в области высшей нервной деятельности, поскольку учение его было материалистическим и отвергало всякую религиозную ересь о «бессмертии души». Но были и ещё причины, вызывавшие недовольство официальных властей. В то время среди студенчества Выборгской стороны нарастало возмущение против поведения царских военных чиновников, исключивших из Академии 1300 студентов - медиков, не пожелавших отдавать честь офицерам. Павлов был одним из пяти профессоров, подписавших протест против увольнения студентов - забастовщиков. После этих событий отношение к Павлову со стороны правительства стало ещё хуже.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Незабываемое

Из неопубликованных писем