Художнику или историку, который хочет писать о юношестве нашего времени, отнюдь недостаточно изучить короткие биографии молодых стахановцев, героев, передовиков производства, ибо у каждого советского юноши, у каждой советской девушки, кроме личной биографии, есть ещё биография общекомсомольская.
История комсомола неразрывно связана с историей партии, с развитием социалистического общества. Участие комсомола в труде и борьбе советского народа во имя нашей Родины принесло ему всенародную любовь и признание. Товарищ Сталин сказал о комсомоле: «Я не знаю случаев, когда бы он отставал у нас от событий нашей революционной жизни».
С первых дней советского государства комсомол, а с ним и вся советская молодёжь, следуя учению великих вождей человечества, Ленина и Сталина, учились коммунизму. Но ленинская формулировка «Учиться коммунизму», разумеется, шире понятия школьной учёбы: главное всегда и во всём - «быть первыми строителями коммунистического общества среди миллионов строителей». Каждая новая стройка становилась университетом для нашей молодёжи. В борьбе с врагами и трудностями закалилась воля, выковался сильный характер советского человека.
«Я видел эту молодёжь на месте действия, - писал Алексей Максимович Горький в предисловии к книге о людях Сталинградского тракторного завода, - когда среди огромного голого поля лишь кое - где торчали железные скелеты будущего гиганта, создаваемого энергией этой молодёжи в тучах пыли, оглушительном грохоте железа, в скрежете и шорохе камнедробилок, бетономешалок. Очень трудно было представить, что муравьиная суета маленьких людей способна оковать пустыню железом, думалось, что, пожалуй, не хватит железа и сил тоже не хватит. Но вот хватило!»
И не только на Сталинградском тракторном, а везде, где работала молодёжь, ей сопутствовал успех. Сказочно быстро росла страна социализма, а вместе с ней и комсомольцы - её ровесники и созидатели.
Нет нужды доказывать, что Олег Кошевой, Александр Матросов, Лиза Чайкина вступили в войну, уже восприняв от своих, не менее героических предшественников их лучшие качества. Олега Кошевого не понять без Павла Корчагина. Родословная Борткевича и Шашкова корнями своими уходит в героику первых сталинских пятилеток.
Духовная близость комсомольских поколений, разумеется, не означает тождества. У каждого поколения комсомола своё лицо, в котором чётко отражаются черты его времени. Поколение комсомола, раскрывшееся в годы Великой Отечественной войны, не знало гнёта помещиков и капиталистов, а о классах и ожесточённой классовой борьбе узнавало чаще всего лишь из книг да рассказов старших братьев, отцов и матерей. Они дышали воздухом сталинских пятилеток. Разверните газеты предвоенных лет: Стаканов, челюскинцы, Чкалов, Ангелина, Большой Ферганский канал, мировые триумфы советских музыкантов, спортсменов, артистов. А такие великие события, как исторический Чрезвычайный VIII съезд Советов, принявший Сталинскую Конституцию, а вслед за тем выборы в Верховный Совет СССР Социализм победил, и дыхание коммунизма веяло над нашей Родиной. Это не могло не сказаться на облике и характере юношей и девушек, которым старшее поколение комсомольцев передало свои овеянные славой комсомольские знамёна.
Беззаветная любовь к Родине, проявившаяся в смертельных схватках с врагом и в творческом труде, моральная чистота, неудержимая тяга к высотам науки и культуры, дерзание везде и во всём - таким вырисовывается перед нами он, наш современный молодой человек.
Сыны и дочери великого советского народа, перед волей и усилиями которого расступаются горы, бегут вспять реки, оживают степи, как в сказке, одеваясь в зелень садов, рощ и полей, - им ли не знать, что такое дерзание!
Сыны и дочери народа - героя, растоптавшего фашистского зверя, который подмял было под себя всю Европу, - им ли не знать, что такое борьба!
В их сознание прочно вошло как утвердившееся бытие, что человеческое счастье - это не клад, который один из тысячи найдёт и положит к себе в карман. Счастье каждого - неотделимо от общего счастья.
Всё общественное советской молодёжью воспринимается как глубоко личное: быть кузнецом не только своей судьбы, но и творцом и преобразователем окружающей его действительности - в этом и состоит большое человеческое счастье, вся красота которого неведома минувшим эпохам и нашим современникам в капиталистических странах.
Лучшие качества советского человека ярче всего проявляются в его отношении к труду.
- Не знаю, почему обо мне пишут, ведь так и другие работают, - смущённо признался мне при встрече фрезеровщик Сергей Сугробов.
Этот худощавый юноша шагает уже в пятидесятых годах нашего сталинского времени. Он пришёл на завод подростком в годы войны. Тогда же начались и его первые стахановские рекорды. Рассказывает о них скупо:
- Выполняли срочный фронтовой заказ. Прикинул: работать по - старому - не справлюсь, вот и придумал приспособление. Чего же здесь особенного?
Конечно, он знает цену своим производственным достижениям, гордится ими, но так же хорошо знает, что уже сотни и тысячи молодых стахановцев и стахановок, опередив время, давно рассчитались с государством по плану первой послевоенной пятилетки. Знает и радуется успехам своих товарищей. Есть у кого учиться, с кем идти вперёд и вперёд. Стахановец - зуборез В. Пономарёв выполнил уже три пятилетки! И характерно: все они, пионеры новых стахановских троп, не видят в своём труде «ничего особенного».
А между тем «особенного» в труде того же Сергея Сугробова много. И разобраться я этом «особенном» легко, стоит только перешагнуть советские рубежи и посмотреть на рабочих а странах долларовой демократии. В самом деле, где ещё, кроме страны социализма, рабочему придёт мысль потребовать от администрации заблаговременного осведомления о точных планах завода на ближайший квартал? Для Сугробова же это - условие, без которого он не мыслит своего труда. Обрабатывая одни детали, он уже думает о других, причём стремится сделать в несколько раз больше того, чем это предусмотрено планом. Хочет или не хочет техбюро, но оно должно тоже работать по - стахановски, чтобы налету подхватывать передовую мысль, облечь её в чертежи и успеть в день смены деталей водрузить на станки новые приспособления.
Работающие в соседнем цеху должны оглядываться на него и тоже думать, как и что можно выжать им из своей техники, чтобы поток сверхплановых деталей Сергея Сугробова не застал их неподготовленными, чтобы по их вине «не подкачал сборочный».
Живое, яркое чувство неудовлетворённости достигнутым ради того, чтобы завтра было ещё лучше, - это ещё одна из отличительных черт настоящего новатора, передовика социалистического производства.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.