Молодые читатели Украины, несомненно, тепло встретили весть о выходе второго послевоенного сборника стихов молодых поэтов республики. Но их радость была преждевременной. Уже внешний вид этого сборника вызывает разочарование: печатохромолитография «Атлас» во Львове выпустила на редкость серую, безвкусно оформленную, неряшливо сброшюрованную книжку. Ещё большее разочарование ждёт читателя, когда он внимательно ознакомится с содержанием сборника.
Значительная часть стихов, собранных здесь, давно известна. Например, все четыре стихотворения Н. тихого взяты из книг, вышедших в 1947 и 1948 годах. Так же обстоит дело почти со всеми другими стихами сборника. Невольно возникает вопрос: неужели настолько иссяк в «пороховницах» молодых поэтов творческий «порох», что у них не нашлось новых стихов для сборника с многообязывающим названием «Счастливая юность», выпущенного к тридцатилетию комсомола Украины?
Непомерно растянутая, очень трафаретная «Дума о пилоте» и миниатюра «Москвичка» мало характерны для творчества растущего поэта Василия Швеца. В отдельно вышедшей второй его книге («Лирика». Киев. 1949) много стихов зрелых, ярких, показывающих, что В. Швец хорошо знает колхозное село и умеет тепло рассказывать о патриотических делах вчерашних воинов, успешно выполняющих послевоенную сталинскую пятилетку. Поэт воспевает труд народа, показывает результаты этого труда: мы видим, как залечиваются раны, нанесённые войной, как преображается лицо земли.
К. Дрок представлен в «Счастливой юности» двумя декларативными, малооригинальными стихотворениями. А между тем молодой поэт душевно пишет о закарпатской жизни, которую он хорошо знает. Сборник могли бы украсить его баллады о людях этого края. Например, в балладе «О лесорубе» ярко показано, что дала советская власть молодёжи Закарпатья.
Составители сборника не потрудились показать творческий рост молодых поэтов. Из «старых запасов» Платона Воронько, Николы Руденко, Александра Пидсухи, Петра Бибы. Наума Тихого отобраны и неплохие произведения. Но поэты не стояли на месте - они росли, их мастерство совершенствовалось.
Замечательный цикл о Москве, новые стихи и песни о труде, произведения для детей написал П. Вороныю. М. Руденко порадовал нас «Разговором с сыном». Большой интерес представляет новая политическая лирика А. Пндсухи... К сожалению. всего этого в сборнике нет. Зато составители и издатели включили н сборник много слабых, невыразительных и эпигонских стихов.
Стихотворение Г. Юнина «Украине» посвящено патриотической теме, но молодой поэт, не сумев найти свежих слов, заменил их холодной риторикой, шаблонными определениями из чужого арсенала («дух тополиный»). невнятными восклицаниями («Украина!... Мать моя, и сестра, и невеста!»), перечислением внешних признаков пейзажа Украины:
«Ты встаёшь в перекличке
гудков - голосов.
в шуме киевских улиц,
в добротном металле...»
Стихотворение Г. Юнина не запоминается, не волнует. Риторичность, увлечение общими фразами, перепевы с чужого голоса характерны и для стихов Я. Шпорты («Радость», «Москва»), М. Файтельсона («Мы - люди мирные»).
Громко названное «Донецким утром» стихотворение В. Трухачёва - абстрактная пейзажная зарисовка, в которой не найдено неповторимых примет донецкого утра, дан пейзаж «вообще», и потому трудно определить, в каком столетии и где «утро звёзды увозит повозками». Точно так же выглядит стихотворение М. Шаповалова «Плывут плоты». В нём содержится простая констатация факта: гуцул гонит плоты, но никакой мысли. никакого обобщения здесь нет. Кто этот гуцул, куда, зачем он гонит плоты?
У. В. Бершадского живого человека заслоняют краны, «молотилки «Красного Аксая», тягачи и кабель силовой». О героине стихотворения «Таня» известно лишь, что она «в летнем платье, в луговом платке, запевает песнь об Украине на родном полтавском языке». Есть мимолётная картинка, есть имя, и нет живого человека.
Почти в самом начале сборника помещено стихотворение М. Файтельсона «Комсомолец - спецкор». Военным корреспондентам при чтении этого стиха, право же, должно стать неловко: так помпезно, так высокопарно поэт описывает их скромный труд.
Издательство ЦК ЛКСМУ «Молодь» выпустило очень неровный. плохой сборник стихов. Составитель пошёл по линии наименьшего сопротивления, автоматически перемешав ранее напечатанные хорошие стихи со стихами незрелыми. слабыми. А жаль! На Украине, где в послевоенный период происходит особенно значительный - н количественный и качественный - рост поэтической молодёжи, можно было вместо этой скороспелой «антологии» издать содержательный сборник стихов молодых поэтов.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.