Рассказ моряков дальнего плавания
Совершая рейс Одесса - Сингапур - Визагапатам - Одесса, наше судно «Баку» зашло в Сингапур. Свободные от вахты моряки решили отправиться в город. Полиция строго предупредила нас, что после пяти часов вечера ходить по городу нельзя, двигаться по улицам разрешается только небольшими группами.
На одной из улиц Сингапура мы увидели бешено мчавшийся бронированный автомобиль. Из амбразуры грозно глядел ствол пулемёта. Что произошло? Местные жители нас успокоили: оказывается, ничего особенного, просто - напросто... англичане едут на работу в свои офисы.
Беспокойная жизнь у английских господ! Всегда приходится им быть начеку, всего опасаться. Недалеко джунгли, а в джунглях, как известно, малайские партизаны, и появиться они могут в любую минуту. Шутки с ними плохи.
Недавно, как рассказывали, состоялось бракосочетание какого - то важного английского чинуши с богатой леди. Свадебная процессия состояла из целой колонны бронированных машин. Молодожёнам и этого показалось недостаточно: на всякий случай, бронированный кортеж охранялся ещё крупными воинскими силами...
Английские учреждения в Сингапуре «украшены» гирляндами колючей проволоки, у входов несут вахту усиленные караулы. На улицах города мы видели железобетонные дзоты с амбразурами, мосты окружены железными ежами... Точь – в - точь как в осаждённом городе!
Некоторые сингапурские полицейские предусмотрительно обзавелись щитами, вроде как у древних рыцарей. Щиты должны защитить полицейских от града камней, которыми осыпают их жители города.
Мы, советские моряки, со стороны населения встречали самый радушный приём. В китайском квартале рабочие выходили к нам навстречу целыми семьями. Где бы мы ни появлялись, везде слышались приветствия, задушевные. взволнованные слова. Мужчины и дети размахивали платочками, рикши на велосипедах останавливались и с восхищением смотрели нам вслед.
В Сингапуре много магазинов и ларьков, наполненных ВСЯКИМИ английскими н американскими залежалыми товарами. Продавцы в белых рубашках и брюках отчаянно зазывают покупателей - истошно кричат, беспрерывно трезвонят колокольчиками, но тщетно: покупатели упорно не идут.
При нас из порта отходил большой пассажирский пароход с китайцами. Как мы узнали, английские власти высылали их из Сингапура «за сочувствие партизанам». Когда этот пароход поравнялся с нашим «Баку», пассажиры запели на китайском языке «Интернационал». Пение было слышно на многих судах. Затем китайцы - пассажиры устроили с борта парохода советским морякам овацию: бурно аплодировали, провозглашали приветствия, размахивали шляпами, платками. Потом они исполнили на китайском языке советскую песню «По долинам и по взгорьям...».
Положение трудящихся в Сингапуре отчаянное. Цены на продовольствие очень высокие. Мы видели в порту совершенно измождённых от непосильной работы и недоедания людей. Обветшалая, рваная одежда едва прикрывала их высохшие тела. Это были сингапурские грузчики. Они работают изо дня в день по двенадцати и более часов, а заработка едва хватает на то, чтобы купить горсточку риса с травяной приправой. В изрезанном зловонными каналами Сингапуре царят страшная нищета, голод. В горах Малакки, Светенгаме, на острове Пенанге гремят залпы. Это идёт освободительная война малайского народа против английских угнетателей. Нередко хорошо экипированные регулярные части, состоящие из малайцев, целиком переходят на сторону народной армии и сражаются против англичан.
... Пробыв в Сингапуре несколько дней, «Баку» взял курс на Визагапатам. Советское судно впервые зашло в маленький порт, расположенный на берегу Бенгальского залива. Здесь мы увидели картину невероятной нужды и нищеты. Десятки и сотни семей живут прямо на пристани, на улицах. Здесь люди рождаются и здесь умирают от голода и болезней. Маленький мальчик и его сестрёнка спали на пристани. Надсмотрщик с бамбуковой палкой грубо прогнал их. К детям подошли моряки с американского парохода и... стали обливать детей горячей водой. Американцы развлекались.
- Можем ещё... - хохотали они.
Мальчик схватил за руку заплаканную сестрёнку, и оба они с криком пустились бежать. Их остановил наш кок Пётр Меркуленко. Он накормил несчастных детей и дал им по белой буханке хлеба и несколько пачек с крупой. Об этом узнали скоро другие, и на наше судно началось паломничество. По трапу поднимались мужчины, женщины, дети с пустыми ржавыми консервными коробками. Люди с протянутыми руками толпились у камбуза. Почти в каждом порту нашему коку приходилось кормить десятки голодных людей.
В городке стояла английская воинская часть. Когда по улице проходит английский солдат, индусы обязаны быстро вскочить и стоять навытяжку, пока не пройдёт «английский господин».
... Возвращаясь в родную Одессу, «Баку» попал в десятибалльный шторм. Девять суток свирепствовал шторм в океане. Однако судно пришло в Одессу в назначенный срок.
И вот мы дома. Черноморские чайки весело кружат над мачтами кораблей, над кранами. Пароходные гудки торжественно приветствуют «Баку», возвратившийся после долгой разлуки в родной порт. В иллюминаторе видны родные уголки города с чистыми, прямыми улицами. Свежий, пряный ветерок, розовые после дождя облака, залитые ярким солнечным светом улицы, густая зелень деревьев, акации и каштаны... Это Одесса, наша родная, советская Одесса!
КАПИТАН ПАРОХОДА «БАКУ» И. ИВАНОВ, ПЕРВЫЙ ПОМОЩНИК Л. МАСЛЮЧЕНКО, МАШИНИСТ К. ИВАНОВ, КОК П. МЕРКУЛЕНКО.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.