Так рождается будущее

Г Левин| опубликовано в номере №540, ноябрь 1949
  • В закладки
  • Вставить в блог

В романе Елизара Мальцева «От всего сердца» есть одно замечательное место, характерное для всей книги. Главная героиня романа - Груня Васильцова, когда заходит речь о будущем, так говорит о коммунизме:

«Знаешь, я думаю, что мы и не заметим, как он придёт - будем одному удивляться и радоваться, другому, как вот электричеству, радио, книгам, агротехнике всякой, а потом вдруг окажется, что мы уже при коммунизме живём!»

Горький говорил, что наряду с действительностью прошлого и настоящего советский писатель должен постоянно иметь в виду и «третью действительность» - действительность будущего. Роман Елизара Мальцева «От всего сердца» - одно из тех произведений, в которых с большой силой понята, угадана, почувствована горьковская «третья действительность». Он весь согрет пафосом нового быта и новых человеческих отношений, рождающихся в практике нашей советской жизни.

В своё время Маркс и Энгельс говорили, что при коммунизме труд станет первой потребностью жизни. Это осуществляется в нашей Советской стране.

В романе «От всего сердца» Мальцев знакомит нас с большим коллективом замечательных советских людей. влюблённых в свой труд, горящих стремлением сделать ещё лучше, сильнее, богаче свой родной край, сделать всё. что в их силах, для любимой Родины.

С первых же страниц романа война разлучает молодых и счастливых, только что соединивших свои жизни главных его героев - Груню и Родиона Васильцовых. Вначале Груня, оглушённая неожиданным расставанием, не находит себе места. Ей помогает чуткий, хорошо знающий и понимающий людей парторг колхоза Гордей Ильич. Именно он указывает Груне, что, только отдавая все силы работе, может она помочь любимому человеку, сражающемуся на фронте. И Груня горячо принимается за дело. ТРУД захватывает, поглощает её. открывает в ней такие качества, каких она и сама в себе прежде не подозревала.

Как растёт Груня у нас на глазах! Вот она возвращается с курсов звеньевых, организует звено высокого урожая, читает лекции в хате - лаборатории. смело применяет новый, лысенковский метод посадки озимых - по стерне, читает Вильямса, переписывается с Лысенко, выступает на слёте передовиков и по радио застрельщицей борьбы за высокие урожаи на больших площадях. - она выходит на простор подлинно творческого труда, полного смелых поисков и дерзаний.

Скромная и неговорливая вначале, Груня проявляет упорство, и непреклонность, когда дело идёт об общем интересе. Её горизонт расширился, и она не может безучастно примириться с тем. что председатель колхоза Краснопёрое отказывается бескорыстно помочь соседнему колхозу. «Нам комсомольская совесть молчать не велит!» - поддерживает её Иринка. «Нам, Кузьма Данилыч. не должно быть всё равно, как кругом нас люди живут», - говорит и Ваня Яркин.

И в самом деле, мы видим, как комсомольский напор. последовательность и принципиальность комсомольцев заставляют и Краснопёрова понять свою неправоту. «Вот он что делает, народ - то; Такого закоренелого мужика проняли! Понял, что за полями его колхоза государство не кончается», - говорит впоследствии о Краснопёрове Новопашин.

Какая выдержка требовалась Груне. чтобы, только что, получив известие о гибели мужа, идти собирать вещи в подарок фронтовикам! Как упрямо берётся она сызнова за работу, когда ливень размывает с таким трудом и заботой выращенную ею по новому способу пшеницу!

Именно эта, новая Груня, неизмеримо выросшая за годы Отечественной войны, вступает в резкое столкновение с возвратившимся с фронта мужем, когда встречает в его лице чуждую и непонятную ей заботу о личной славе, о собственном выдвижении. противопоставляемую общественным интересам. Груня видит, что Родиона не заботит судьба колхоза, что он не сочувствует её борьбе за высокие урожаи. Родиона пугают высокие обязательства. взятые на себя Груней. Понимание непримиримости позиции Родиона с общественными интересами заставляет Груню выступить против избрания Родиона бригадиром. Родион самоуверен и заносчив. он не хочет учиться, он рассчитывает лишь на свою удачливость и хватку. Опьянённый кратковременным успехом, он окончательно пренебрегает всеми предостережениями, забывает о равномерном наращивании темпов, нарушает правила агротехники и. оказавшись в конце концов со своей бригадой на последнем месте, лишается звания бригадира.

Конфликт Груни с Родионом, как и её конфликт с Краснопёровым, - прямое следствие её нового, коммунистического отношения к труду. Приближение коммунизма повышает силы и энергию нашего народа. Как Сибиряков у Сурова, как Макар Дубрава у Корнейчука, Груня не ждёт, пока ей преподнесут будущее в готовом виде. Она сама торопится в будущее, стремится приблизить будущее к себе. «И хочется, главное, чтоб народ кругом хорошо жил. И ради этого мне ничего не жалко!» - так очень просто объясняет сама Груня причину своего творческого беспокойства. «Я себе лёгкого дела не ищу», - говорит она.

Вся жизнь Груни приводит её в ряды партии.

В интересном и значительном конфликте Родиона и Груни в романе Мальцева есть, однако, серьёзные недостатки. Хотя уже в первой сцене романа Григорий Черемисин объясняет Родиону: «Не всё ли равно, кто у нас вперёд вырвется, лишь бы команду нашу не обставили», - зарождение основы конфликта в сознании Родиона предстаёт недостаточно обусловленным, тем более что Родион прошёл школу фронта. Было бы также более правильно, если бы писатель показал непосредственное воздействие коллектива на Родиона: поворот в сознании Родиона происходит уже после его ухода из колхоза, и роль непосредственного толчка играет здесь стечение случайных обстоятельств.

Большим художественным достижением Мальцева является наряду с образом Груни обаятельный и глубоко правдивый образ Фроси. Незабываема сцена, когда Фрося, боявшаяся связать свою судьбу с обременённым детьми любимым, человеком. заходит к нему домой после его отъезда на фронт. Вид одиноких, запущенных ребятишек (мать их умерла), заброшенного дома глубоко тронул её. Она решила остаться на одну ночь, чтобы привести всё в порядок, - и осталась под этой кровлей навсегда. «Правда твоя: если любишь, то ради того человека всё вытерпишь, всё вынесешь... Пусть гнёт тебя жизнь, а ты не сдавайся, помни, зачем ты это делаешь, для кого выпрямляешься», - говорит Фрося.

Отношения Иринки и Григория Черемисина. Фроси и Матвея Русанова - образец гармонического единства общественной и личной жизни. которое и создаёт подлинное счастье.

Вдумчиво работающему над языком Елизару Мальцеву можно, однако, указать на некоторые характерные недостатки романа.

Наша критика уже отмечала недостаточную стройность композиции, которая подчас снижает впечатление. Отдельные характеристики внешности героев бледны и маловыразительны. «Загорелое остроскулое лицо парня с тонкими яркими губами и суховатым с горбинкой носом притягивало взгляд открытой мужественной красотой.

Крупные зубы его жемчужно поблескивали». Несмотря на обилие внешних примет, портрет героя остаётся здесь ненарисованным. Сентиментальны воркующие голубки в сцене свидания Фроси и Матвея. Чересчур часто «приливает кровь» к лицам героев романа. Непростительны талантливому писателю шаблонные и безвкусные эпитеты, вроде «дразнящее разноцветье девичьих косынок». Отдельные вычурности и красивости стиля, злоупотребление поэтической образностью в языке вообще составляют слабое место в писательской манере Мальцева. Так, в двух рядом стоящих небольших абзацах мы встречаем у него три метафоры («широкое коромысло плеч», «синий колокольчик рюмки» и «серебристый ковыль бороды»), что создаёт впечатление искусственности стиля. Элементы искусственной.

псевдонародной речи, выпадающие из всего словесного строя романа, встречаются и в языке деда Харитона и Терентия Васильцова.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия  Ланского «Синий лед» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Легендарная первая конная

Беседа с генералом армии И. В. Тюленевым