- Что такое счастье? - как часто задаёт себе этот вопрос молодой человек, только вступающий в жизнь! Пожалуй, один из самых глубоких и точных на это ответов даёт нам чудесная книга П. Павленко «Счастье».
Наверное, все, кто приходит сегодня в зрительный зал Театра имени Ермоловой, читали эту книгу, и многие полюбили её героев: страстного большевика Воропаева, скромную Лену Журину - человека большой, светлой души, Городцова - бывалого солдата и хлебороба, истосковавшегося по мирному труду, трогательную в своей чистоте юную чету Поднебеско, шумную и жизнерадостную, горячую в работе Варвару Огарнову. Потому с особенной радостью зрители узнают на сцене одного за другим героев романа, как старых своих друзей.
... На развороченной каменистой набережной темно и пустынно. Там, за развалинами, в слабом отблеске луны, плещется неумолчно шумящее море. Печально покосился чёрный, обгорелый столб. Но именно на этой пустой, неуютной земле будут строить счастье советские люди, прибывшие сюда со всех концов страны, - славные воропаевские «друзья по «частью».
Всё светлеют на сцене краски. Вместе с весной, густым цветом облепившей тонкие яблоньки, приходит на омертвелую землю настоящая, полнокровная жизнь. Чаще улыбка на суровом, порой печальном лице Воропаева, больше уверенности и силы в руках Лены Журиной, Варвары Огарновой и её подруг.
И в радостный день, когда, не веря случившемуся, встречается Воропаев с И. В. Сталиным, ему есть уже что рассказать о замечательных людях, вместе с ним преобразующих разрушенный край. В сцене, где Воропаев рассказывает своим друзьям о встрече со Сталиным, всё дышит правдой жизни, раскрывается величайший смысл воропаевского счастья - большого счастья советского человека, строящего новую жизнь.
Когда уходишь из театра, хочется горячо поблагодарить артистов, художника и постановщика за великолепный спектакль. Театр наделил любимых нами героев новыми, живыми чертами, точно найденными и потому намного обогащающими каждый образ. И Воропаев в отличном, вдохновенном исполнении И. Соловьева, и Лена Журила, в роли которой дебютирует молодая артистка И. Киселёва, и Городцов в исполнении Д. Фивейского, и Варвара Огарнова, трудную роль которой талантливо и умно ведёт Э. Кириллова, и супруги Поднебеско - молодые актёры Н. Козлова и Г. Вицин, - и пионерка Ленка, так верно и просто сыгранная юной актрисой Р. Губиной, - все они становятся ещё более близкими нашими друзьями.
Большая заслуга в этом принадлежит руководителю постановки, народному артисту РСФСР А. Лобанову, и режиссёру В. Комиссаржевскому.
* * *
О советских людях нового поколения рассказано и в пьесе И. Штока «Гастелло», поставленной недавно московским Театром юного зрителя. Это романтическая поэма о герое нашего времени, черты которого воплощены в образе легендарного лётчика Николая Гастелло.
Воспоминания, которые встают перед Гастелло в момент готовности к подвигу, к самопожертвованию, являются основой сюжета спектакля.
Вот первые дни учёбы в лётной школе. Здесь Гастелло встречается с Чкаловым. Здесь рождается первая любовь к девушке, которая становится его женой. Потом первые задания, первые неудачи. Нет, не всё легко давалось ему, горячему и смелому, порывистому человеку, порой безрассудному, порой дерзкому, но всегда честному и требовательному к себе. Поэтому каждая его удача - ступенька вверх, к его нравственному совершенству, к становлению характера.
И Гастелло день за днём словно создаёт, строит самого себя как человека.
Внимательно, затаив дыхание, смотрят ребята на сцену. Их увлекает светлая, самоотверженная жизнь большевика, ставшего одним из первых героев Великой Отечественной войны. Они видят в ней пример, которому от всего сердца хотят подражать.
Удачное исполнение роли Гастелло молодым актёром Виктором Рождественским вызывает самую восторженную оценку зала. На этом спектакле встретили ребята и свою «старую знакомую» - молодую актрису Лидию Князеву, сыгравшую маленького сына Гастелло, и недавнюю выпускницу школы театра Ирину Рейноян, выступившую в роли Анны, жены Гастелло, и много других молодых исполнителей.
Спектакль «Гастелло», поставленный заслуженным артистом РСФСР П. Центнеровичем и П. Ершовым, - хороший подарок столичной молодёжи.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.