Я увидел золотую раму. В нее был вправлен чудесно изготовленный ночной зимний ландшафт. Голубое молоко луны заливало панораму. Отлично были скопированы покровские амбары. Стройная водокачка стояла посреди пустынной площади. В крохотных домах горели красные огоньки.
- Похоже? - спросила Клавдия.
- Очень, - сказал я. - Только красивее гораздо, чем в действительности... Кто это сделал?
- Дина это сделала, - смеялась Клавдия, - и тебе обязательно показать велела. Гляди, гляди...
Вдруг я увидел, что через панораму движется миниатюрный извозчик... В ту же минуту игрушечная ночь отпрыгнула назад. Перспектива углублялась. Амбары обрели нормальные масштабы. И я понял, что никакой панорамы нет. Рама была вставлена в большом окне. Окно выходило на площадь. Я смотрел на обыкновенную ночь в настоящем Покровске. Туман скучной действительности пал на Швамбранию. Швамбранская почва ускользала у меня из - под ног. Но в эту минуту я услыхал обидный смех. Я оглянулся. Дина стояла за мной в толпе ребят.
- Ну что? - сказала Дина. - Значит тебе, выходит, золотая рамочка нужна? Тогда и Покровск в Швамбранию превращается. Эх ты!»
Кассиль в своей книге еще не порывает с Швамбранией окончательно. Он слишком привязан к комнатному миру, ее породившему. Он склонен частично амнистировать «грехи» Швамбрания за их мнимую давность.
Но страна Швамбрания живет и для сегодняшних детей. Кассиль нужен и им, он выведет их из нее. И чтобы хорошо выполнить эту задачу, Кассиль должен сам более глубоко и мужественно отвергнуть Швамбранию.
Ошибкой книги являются также включенные в нее анекдоты. Они узнаются и уменьшают ценность книги.
Но это - очень простая чистка для второго издания.
Книга написана превосходным языком, таким языком, которого не замечаешь. Она не возбуждает вопроса о стиле, стиль в ней растворен, подчинен общим законам книги. Эта легкость стиля, его служебность может быть получены Кассилем в наследство от волшебной страны, где умели писать легко, потому что не думали о самом слове.
В книге Кассиля один человек спрашивает у героя книги: «Как пройти в Швамбранию?» Герой ослышался, человек спрашивал, как пройти в штаб армии.
Но, прочитав книгу Кассиля, можно спросить: как уйти из Швамбрании в действительную страну, где делают вещи и где так интересно?
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.