Продолжая дело, начатое Пушкиным, Некрасов занял в истории нашей поэзии особое место, данное ему своеобразием и новизной его тематики, его языка, общего тона его поэзии.
Следуя Пушкину, Некрасов сделал громадный шаг в сторону обогащения русской поэзии сокровищами народного языка. Он ввел в поэзию темы и образы из жизни трудового народа, считавшиеся до него низменными и недостойными воплощения на «языке богов».
Создавая новый в русской поэзии жанр сатирического фельетона и памфлета, Некрасов сделал русский стих остро отточенным орудием политической борьбы. Он вслед за Пушкиным и Лермонтовым обогатил русскую поэзию сокровищами народной устной поэзии, черпая образы из песен, пословиц, поговорок, сказок и сказаний трудового народа, крестьянства.
Новое в поэзии Некрасова - новый язык, новые формы стиха - определялось тем новым, что было в жизни, окружавшей поэта. Темы его поэзии отразили новые течения в городе и деревне, характерные для противоречивой эпохи 60 - 70 - х годов, когда старый быт рушился под напором растущего капитализма.
Шестьдесят лет, отделяющие нас от даты смерти Некрасова, не ослабили силы воздействия его стиха на читателя. И произошло это потому, что поэтический гений Некрасова помог ему воплотить в своих произведениях ярчайшие и существеннейшие черты эпохи до и после так называемого освобождения крестьян. Молодой советский читатель, обращаясь к стихам Некрасова, видит в них не просто «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой»: гнев и злость этих стихов живы и посейчас; они волнуют и зажигают нас, возбуждая ненависть к бывшим «сильным мира сего» - угнетателям и эксплуататорам народа.
Бичуя либералов - болтунов, предателей, людей звонкой фразы, показывая подлость и двуличие многих своих современников, Некрасов помогает молодому советскому читателю разглядеть тех, кто еще мешает строительству нашей счастливой жизни и маскирует свое подлинное лицо.
И, создавая с великой любовью образы людей из народа, Некрасов укрепляет в сердцах молодежи чувство советского патриотизма, чувство гордости за свой народ.
Художник - реалист, Некрасов никогда не прибегал к идеализации «мужичка», к обходу теневых сторон народной жизни. Он смело и бесстрашного глядел в глаза правде, веря в великие потенциальные силы народа, способные все переделать, все преобразовать.
В то время как либералы российские ужасались темноте народной, обвиняли народ в лености и нелюбви к просвещению, Некрасов всем своим творчеством утверждал, что русский народ - неисчерпаемый источник могучих талантов, что народ тянется к просвещению, что все, созданное в стране, создано руками этого народа.
В образах Савелия, богатыря святорусского, Якима Нагого, в образах семи крестьян - скитальцев, искателей правды народной, героев поэмы «Кому на Руси жить хорошо», Некрасов утверждает пробуждение народного самосознания, великий порыв народа к жизни, к освобождению от страшных пут рабства и темноты. И не даром ни у кого из русских поэтов нет такого обилия образов простых русских людей, умных, сильных, сметливых, способных на великие дела; не даром ни у кого из русских поэтов нет столь любовно выписанных образов русских женщин, не сгибаемых в несчастье, сильных в радости, могучих в труде.
Любовь к родному народу, к родине с особой силой запечатлел Некрасов в стихах, посвященных молодежи.
В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов рисует трагический образ современного ему молодого поколения в лице дьячковского сына Гриши. Грише
«...судьба готовила
Путь славный, имя громкое,
Чахотку и Сибирь».
Поэт напутствует своего героя словами:
«Иди к униженным,
Иди к обиженным -
По их стопам,
Где трудно дышится,
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
День в центральном музее В. И. Ленина