Но нельзя ограничиться изображением только рыжих или только брюнетов. Мы живём и работаем в стране и в условиях, которые дают нам исключительное право осмеивать и смеяться. Наши враги - серьёзные враги. Но никогда ещё враг не был так смешон, как наш враг.
Мне кажется, что Кукрыниксы должны почаще заглядывать в Европу, за океан, за все наши рубежи. Смешного там также много, как подлого».
При этом Горький советовал молодым художникам не только глядеть, но и слушать: «Критическая и сатирическая сила глаза Кукрыниксов значительно возросла бы, если б единому коллективному их глазу помогло ухо... Они должны учиться хорошо слушать медный звон лживых слов, а для того, чтобы слушать эту «медь звенящую», надо знать политику дня, года и эпохи».
Личные встречи с великим писателем и его дружеские напутствия не прошли для художников даром - в их карикатурах с каждым годом усиливались политическая острота и звучание.
Первая антиимпериалистическая карикатура Кукрыниксов напечатана в журнале «Смена» в 1930 году. Это была меткая сатира на подготовку крестового похода против СССР. Уже тогда художники изобразили свастику в виде виселицы для удушения Советской республики. Вслед за этим вышел и первый плакат Кукрыниксов. С этой поры художники разят фашизм оружием смеха. С неиссякаемой изобретательностью и остроумием Кукрыниксы уничтожающе высмеивают врагов Советской страны на страницах «Правды».
Свою работу в газете «Правда» Кукрыниксы начали тринадцать лет назад в напряжённый период перестройки железнодорожного транспорта. Разъезжая с бригадами «Правды» по стране, художники посылали в редакцию рисунки-корреспонденции, в которых факты разгильдяйства, бюрократизма и всякого рода дезорганизации транспортного хозяйства были настолько вещественны и убедительны, что по ним выносились решения, людей снимали с работы, отдавали под суд. Впоследствии эти рисунки составили альбом под названием «Горячая промывка».
Новая встреча с Горьким многое раскрыла Кукрыниксам в толковании героев «Клима Самгина» - книги, которую они иллюстрировали. Полугодовую работу пришлось зачеркнуть и почти всё переделать заново. Это был прекрасный урок, хорошо усвоенный художниками в дальнейшей работе над иллюстрациями произведений Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Чехова.
Дружба художников, окрепшая с годами, становилась всё более плодотворной. Помимо совместной работы каждый из них систематически и упорно развивает индивидуальное мастерство. В Третьяковской галерее находятся пейзажа, портреты, натюрморты М. В. Куприянова, П. Н. Крылова и Н. А. Соколова, отлично владеющих акварелью и техникой масляной живописи. В этих работах у каждого - свой собственный почерк, свой вкус и специфические творческие наклонности.
Великую Отечественную войну художники встретили зрелыми мастерами изобразительного искусства. Гневно и страстно обрушились они на гитлеризм. Уже на второй день войны художники выпустили плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага». В борьбе с врагом художники используют весь арсенал политической сатиры. Они рисуют карикатуры, плакаты, «Окна ТАСС», листовки для фронта. В 1942 году за работу для фронта Куприянову, Крылову и Соколову была присуждена Сталинская премия первой степени и присвоено звание заслуженных деятелей искусств РСФСР. Художники награждены орденами Отечественной войны первой степени.
Творчество Кукрыниксов широко известно и за пределами СССР. В зарубежной печати нередки отзывы, высоко оценивающие работу художников, их роль в победе свободного человека над злобным врагом. Так, американский критик Феликс Краус пишет о плакатах Кукрыниксов: «Эти произведения, распространённые сейчас по всему земному шару, подчас поражают нас своей удивительной тонкостью. Эти русские мастера вкладывают в свои плакаты не только ненависть, которой западные художники всё ещё не научились несмотря на бомбы, падающие им на голову, но и поразительное чувство действительности и сурового юмора. Именно это чувство делает эти произведения образцами подлинного мастерства, бесконечно более высокого, чем продукция их врагов, одушевлённых одной только злобой». Другой американский критик, Карл Цигроссер, считает: «Работа Кукрыниксов многогранна, гибка, изобретательна. Она делается с громадным вкусом, остротой и силой. Благодаря этим качествам плакаты Советского Союза являются самым мощным, нужным и художественным из того, что сделано за время войны».
Кукрыниксы много ездили по дорогам войны. Они видели её своими глазами. Фронт находился в 140 километрах от Москвы, когда художники посетили Петрищево - место казни Зои Космодемьянской. Там они застали остатки виселицы, на которой была умерщвлена фашистами гордая дочь русского народа. Подвигу комсомолки Зои художники посвятили большое историческое полотно «Таня», выполненное в традициях русской реалистической живописи. Другая большая живописная работа Кукрыниксов - композиционный портрет лётчика-комсомольца дважды Героя Советского Союза Александра Молодчего.
С огромным запасом впечатлений вернулись художники из поездки на Украинские и Ленинградские фронты. Их альбомы набросков карандашом, этюды маслом и акварельные зарисовки - огромный материал для многих и многих работ будущего. Свидетели исторических событий сегодняшних дней, Кукрыниксы побывали в Финляндии, Берлине, на - Нюрнбергском процессе. В мастерской художников на улице Горького можно увидеть незаконченное пока полотно, над которым ежедневно работают Кукрыниксы; новая картина рисует момент подписания акта о капитуляции Германии.
Кукрыниксы в расцвете творческих сил. Всем троим им, правда, скоро исполнится 130 лет. Но и в таком солидном возрасте они, как в юности, утверждают: «Да! Втроём лучше продумывать, лучше работать, лучше учиться...»
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.