Шура Богданова приехала на слет вместе со всей делегацией Брянска И когда уже закончился слет, делегаты подвели итоги первого этапа своего жизненного пути, Шура рассказала нам свою жизнь. Только здесь, на слете коммунистов - бывших пионеров, она по настоящему осознала свой путь.
Шура не участвовала в гражданской войне, никогда не работала в подполье, да и о том, что когда - то было подполье, что большевики появились не «вдруг» и не из «германского вагона», узнала сравнительно не так давно. Шура родилась в 1907 г.
Жизненный путь Шуры - путь сотен и тысяч рабочих подростков.
Шура Богданова почти не помнит своих родителей. 10 лет, в 1917 году, она попала в сиротский приют. В приюте было голодно, печи не отапливались неделями. И, не выдержав, Шура ушла в деревню батрачить.
Одиннадцатилетняя девочка испытала всю тяжесть батрацкой работы. Работа батрачки была для нее особенно тяжела, так как ей, помимо работы по хозяйству, пришлось нянчить хозяйских детей. Несколько раз Шура пыталась уйти, но, маленькая, совершенно неграмотная, не знала, куда, не шала, где ей искать помощи и защиты.
Длинным, бесконечным обозом потянулись дни, месяцы, годы. Перестраивалась страна. Советская власть вела упорную борьбу с беспризорностью, собирая сотни и тысячи уличной детворы - первых кандидатов в преступники - в детские дома. Там их приучали к труду, воспитывали новых, здоровил людей.
Всего этого не знала Шура. Несмотря на свои теперь уже 14 лег, она не только не умела писать, НО даже не знала азбуки.
В 1922 г. Шура впервые увидала таких же, как она, девчат в красных галстуках. Ей очень трудно бегло понять, почему такие же, как она, маленькие и совсем как видно небогатые девочки надевают красные галстуки. Пионерки познакомилась с Мурой, и по вечерам, отрываясь от работы, Шура начала ходить в отряд. Только теперь, когда в отряде после сборов звена подруги начали учить ШУРУ читать, она поняла всю тяжесть, весь ужас своей безграмотности. По - новому представилась Шуре вся её жизнь, по - новому стала смотреть она на подруг, на хозяина. Шура Богданова поняла, что она начинает вторую жизнь - новую, большую и интересную. Но в то же время она отлично понимала, что идти в отряд - это значит весело проводить вечеря, приобрести десятки очень хороших товарищей, идти в отряд - это значит научиться читать и писать и главное выучиться какому нибудь ремеслу. Оставаться же у хозяина - это значило работать с утра и до ночи, ибо не только Шура не знала об охране труда, но и охрана труда не знала о Шуре. Оставаться у хозяина - это значит никогда не научиться читать, всю свою жизнь работать нянькой, но зато ее будут здесь, пускай впроголодь, покормить, ее оденут, у нее будет угол, где она сможет спать. В отряде у нее будут товарищи, она научится читать, но ей негде будет спать и нечего будет есть.
Шура растерялась у истоков двух жизненных дорог. Она не носила пионерского галстука, чтобы хозяин не догадался, куда Шуpa уходит по вечерам. Пусть галстук лежит днем, спрятанный в кровати. Шура знает, что она имеет право его носить, и ей ни за что не хотелось терять это право. Но в то же время хозяин никогда не согласится на то, чтобы она посещала отряд.
Шура не сумела сама решить задачу и пришла за советом в отряд.
Отряд добился того, что ей разрешили посещать сборы (больше не надо было прятать галстук), и Шура крепко поняла, что у нее появились новые друзья и защитники - не только здесь, в городе, но она знала, что во всех городах страны каждый красногалстучный будет ее другом и защитником.
Шуру избрали вожатым звена, а звено ее стало лучшим звеном в отряде. В мастерских она научилась столярничать; перестала батрачить, и ее звено первым во всем отряде пришло на завод помогать рабочим.
В 1924 г. вожатую звена Шуру Богданову отряд единогласно передал в комсомол.
Неграмотная батрачка в прошлом, активная - пионерка, а теперь работница деревообделочного завода - Шура Богданова получила комсомольский билет. Ей же ячейка поручила организовать новый пионерский отряд. В течение двух месяцев Шура организовала 2 отряда. Шура хорошо помнила годы споен беспризорности, и все силы бросила на воспитание детворы. 5 беспризорных ребят втянула она в отряд, воспитав из них хороших комсомольцев.
Каждый месяц, каждая неделя, каждый день приносили новые знания, давали новые навыки, опыт.
В 1927 г. Шуру избирают секретарем комсомольской ячейки и передают в партию.
Пройдя путь воспитания большевика, пионерка - комсомолка - коммунистка, Шура Богданова становилась дисциплинированным, беззаветно преданным партии коммунистом.
О своей дальнейшей работе Шура рассказывает:
«В 1927 г. меня избирают членом бюро губкома комсомола; и я работаю председателем губернского бюро пионеров. Зная только работу в отряде и ячейке, мне было чрезвычайно тяжело руководить губернской организацией в 18 тысяч человек, тем более, что я была только практиком, за все время работы в комсомоле мне не пришлось по - серьезному начать учиться.
Вот здесь - то, на большой, ответственной работе, я опять почувствовала помощь и поддержку комсомола. Только благодаря большой чуткости и вниманию губкома партии и губкома комсомола мне удалось справиться с работой.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.