Вспомним другого горьковского героя - Коновалова. Разве этот мечтательный богатырь, этот мастер своего дела, человек с большой и нежной душой, стал бы босяком и бродягой в иных условиях?
Могучие силы бродят в людях, силы, которым они не умеют и не могут найти применения. От этого люди пьянствуют, бьют друг друга, истязают женщин и детей. Все это может быть изменено.
Растет новый человек, мужественный, сильный, готовый поспорить с судьбой, изменить условия жизни. Этот человек поднимается из низов. Путь его похож на путь самого Горького, описанный в повестях «Детство», «В людях», «Мои университеты». Биография Горького, в сущности, - биография нового героя, строителя жизни.
Вера в человека, способного преобразить жизнь, не покидала писателя в самые страшные годы, в темные годы разгула реакции. Когда, после разгрома революции 1905 года многие литераторы ударились в порнографию, когда пышным цветом расцветали на навозной почве обывательщины всевозможные Санины, только у Горького, связавшего свою деятельность с работой большевистской партии, нашлись для народа большие, смелые, светлые слова.
Повестью «Мать» Горький утверждал рост народных масс в революции. Эта повесть, так восторженно встреченная Лениным, показала, как вырастает в настоящего человека, в любящую мать всех идущих бороться за будущее робкая, забитая женщина Ниловна. В годы отчаяния, отступничества, азефовщины гордо и упрямо прозвучали слова: «Идут лучшие сердца, честного ума люди, наступают на все злое, идут, топчут ложь крепкими ногами. Молодые, здоровые, несут необоримые силы свои все к одному - к справедливости!...»
Вера Горького в творческие силы человека была верой в революцию, в новое общество, которое строят молодые, сильные рабочие руки.
Вся пламенная публицистика Горького советских лет, вся его многообразная, титаническая общественная деятельность была направлена к одной цели - к утверждению нового, социалистического человека.
«Героем наших дней, - писал Горький, - является человек из «массы», чернорабочий культуры, рядовой партиец, рабселькор, военкор, избач, выдвиженец, сельский учитель, молодой врач и агроном, работающий в деревне, крестьянин - «опытник» и активист, рабочий - изобретатель, вообще человек массы! На массу, на воспитание в ней таких героев и должно быть обращено главное внимание».
Вещие слова! Каждый день нашей жизни приносит все новые и. новые подтверждения великой правоты этих слов. Разве папанинская эпопея не показала всему миру, на что способен «человек из массы»? Разве рост массового героизма в нашей стране не есть свершение лучших дум Горького, сумевшего еще в 1928 году предвосхитить те грандиозные изменения, которые внесут сталинские пятилетки в сознание масс?
Великая мечта Горького о человеке все более и более облекалась плотью и кровью. И хотя в одной из своих статей он пишет о Новом Человеке с большой буквы, это вовсе не значит, что Горький ставил нового человека на пьедестал и любовался им. Горький - больше чем кто - либо другой из наших писателей - был связан с народом тысячами нитей. Горький лично был знаком с сотнями советских людей: рабочими, колхозниками, студентами, инженерами, - он умел радоваться тому, что было в этих людях подлинно нового, и беспощадно разоблачал старое и гнилое.
Горький никогда не льстил народу. Вспомним его пламенное письмо рабочим Магнитостроя (1931 год) с призывом бороться против классово враждебных влияний, проникающих в рабочую среду. Вспомним его гневную отповедь «кандидату в паразиты», как он называл молодых людей, тосковавших о «красивой жизни». «Если вы, молодые люди, - писал он, - действительно хотите «большой красивой жизни» - делайте ее, идите рука об руку работать с теми, кто героически строит небывалое, грандиозное. В жизни накопилось огромное количество прекрасной, практической работы по обогащению нашей земли, по освобождению людей из позорного плена предрассудков, предубеждений, суеверий. Все, что было сделано в прошлом общеполезного для человечества, - все это только начало работы, только первые камни фундамента, на котором ныне начали строить новый мир наши коммунисты, рабочие и крестьяне».
Горький видел, что новый человек рождается в беспощадной борьбе со старьем и гнилью, унаследованными от эксплуататорского общества. И всю силу своей бичующей сатиры он направлял против этого старья и гнили, не уставая разоблачать предателей, пошляков, лицемеров, ханжей, Самгиных, прикрывшихся различными масками.
Он ненавидел их. Со всей страстью своего большого сердца он ненавидел этих людишек, которые «обладают хорошо развитым уменьем лгать и, когда нужно, неплохо умеют притворяться «друзьями народа». Но никто так не презирает народ, как эти самовлюбленные, насквозь гнилые существа, вся дрянненькая деятельность которых направлена во вред народу, против народа.
Горький видел, что новый человек - это человек труда. И он не уставал писать о величайшем революционном значении коллективного труда, о воспитании трудом, не уставал разоблачать лодырей и бракоделов, клеймить недобросовестную, халтурную, неряшливую работу.
Горький видел, что новый человек - страстный поклонник науки и техники, что каждый колхозник, пишущий ему, спрашивает о книгах, жадно стремится к знаниям. И он неустанно писал о величии разума, прославлял героев науки, сам пропагандировал научные открытия, страстно призывал молодежь к учебе.
Когда изучаешь его биографию, вчитываешься в его книги, начинаешь понимать, что сам Горький воплотил в своем образе те черты нового человека, за счастье которого он боролся всю жизнь. Великий Горький был влюблен в труд и в науку, был предан до конца родине и великому делу коммунизма, страстно и пламенно ненавидел врагов трудового народа.
Ядро революционного пролетарского мировоззрения Горького в его глубочайшей вере в силу масс, в силу трудящегося человека, призванного создать общество коммунизма.
Знамя партии Ленина - Сталина было и знаменем Горького, и, целясь в Горького, враги народа целились в большевистскую партию. Но, физически уничтожив Горького, они не могли уничтожить его идей, потому что идеи Горького - это идеи Ленина и Сталина, идеи, которые начертал на своих знаменах весь многомиллионный советский народ.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.