Творец фильма
Чулан, ящики стола и старый комод в комнате, где жила семья Чиаурели, всегда были забиты кипами старых журналов «Нива» и «Марс». До того, как новый номер журнала попадал в ящик или расходовался на хозяйственные нужды, маленький сын Эдишера Чиаурели - Михаил - успевал прочесть его от корки до корки. Особое внимание юного Чиаурели привлекали красочные репродукции картин Репина, Петрова, Крамского, Доре, Домье. Это были великолепные рисунки, и Чиаурели «спасал» репродукции от уготованной им участи. Пуще глаза берёг он свою коллекцию.
И трудно сказать: с этого ли пристрастия к рисункам, с вечеров ли в Тбилисской опере, или в мастерской скульптора Николадзе началась для Михаила Эдишеровича Чиаурели полная волнений и напряжённого труда жизнь в искусстве.
Молодые годы будущего кинорежиссёра прошли в Тбилиси. С давних времён этот замечательный город стал культурным центром Закавказья. Воссоединение Грузии с Россией во многом способствовало обогащению духовной жизни города. В Тбилиси появились лучшие представители русской интеллигенции: Раевский, Одоевский, Пушкин, Грибоедов, Лермонтов. В области искусства сближение с Россией повлекло рост влияния русской культуры. В Тбилиси наряду с грузинским театром были созданы русская драма и итальянская опера.
Темпераментные тбилисцы горячо принимали всё новое, свежее, интересное. Даже «мелкий люд» - городские ремесленники - был вовлечён в культурную жизнь. Среди этих весёлых и охочих до всякого рода зрелищ людей и прошло детство Михаила Чиаурели. Когда настало время для мальчика заняться «полезным делом», родители отдали сына в железнодорожное ремесленное училище Нужно сказать, что в те годы мальчик увлекался одновременно театром, живописью, музыкой, скульптурой, пением. И ни на чём не мог остановиться: всё казалось важным, от всего было жаль отказаться. Не жаль было, пожалуй, только ту профессию, которую прочили ему родителя. Юноша попал в мастерскую скульптора Николадзе. Там Чиаурели впервые увидел фотографии произведений Родена, ученикам которого был Николадзе, письма Репина об искусстве, познакомился с работами Микель-Анджело. Творения великих мастеров произвели на него неизгладимое впечатление... Он инстинктивного почувствовал силу мысли и совершенство художественной формы её выражения, которые как бы излучали из себя произведения гениальных скульпторов. «Голова Мыслителя», «Иоанн Креститель», «Группа жителей Кале» стали для мальчика великой загадкой искусства, и от решения её уже нельзя было отказаться. Но каким именно оружием решать эту загадку - резцом скульптора, кистью художника или смычком музыканта, - Михаил Чиаурели ещё не знал.
Родители сделали последнюю попытку вернуть сына в лоно «нормальной жизни». Убедившись, что увлечение мальчика скульптурой не случайно, они стали настойчиво советовать ему уйти от Николадзе и поступить в ученики к мастеру надгробных памятников... «На этих ангелах хоть деньги зарабатывать можно», - убеждал отец. Но сын категорически отказался от такого способа обогащения и продолжал полную интересных встреч и впечатлений жизнь послушника в храмах искусства.
Так продолжалось до 1927 года, когда Михаил Чиаурели, наконец, чётко определил свой жизненный ПУТЬ, став кинорежиссёром.
Но это не был год первого знакомства с кинематографом. Шестью годами раньше режиссёр И. Перестиани предложил молодому Чиаурели сниматься в фильме «Убийство генерала Грязнова». И каково же было удивление дебютанта, когда оказалось, что речь идёт о главной роли Арсена Джорджиашвили. После этого фильма Чиаурели неоднократно снимался в других картинах. Но когда прошло радостное возбуждение от первого знакомства с киноаппаратам, Чиаурели стал замечать, что с каждым разом он всё меньше и меньше нравится сам себе на экране. И после участия в кинокомедии «Ханума» он решил бросить ремесло актёра и сделаться режиссёром. В те годы кино стало уже настоящим искусством. Кроме того появилась возможность в новой профессии практически применить многосторонние знания, полученные в результате увлечения скульптурой, музыкой, театром.
Двадцатые годы характерны для советского кино обилием различных направлений и «школ». Перед М. Чиаурели сразу же встал вопрос: к какой режиссёрской школе примкнуть - к московской или ленинградской? Чиаурели суровую правду жизни видел в работах московских мастеров.
Первыми режиссёрскими работами Михаила Чиаурели были фильмы: «1 час 45 минут», «Первый корнет Стрешнев», «Сабо» (1929 год). В те времена кинорежиссёры увлекались не столько содержанием картины, её идеей, сколько внешней формой. Один и тот же дом снимали сверху, сбоку, под самыми различными углами зрения, так, чтобы самое построение кадра производило на зрителя ошеломляющее впечатление. Не избежал этого увлечения и Чиаурели. Однако годы исследования возможностей, которые дают режиссёру искусство строить кадр, не прошли даром. И, может быть, успех фильма «Хабарда», созданного в тот период, когда Чиаурели начал уже твёрдо становиться на позиции реализма, во многом обязан умению его создателя остро и интересно расположить в четырёхугольнике кадра снимаемых людей, обстановку, фон, природу. «Хабарда» - острый политический памфлет. В нём рассказывалось об отщепенцах грузинского общества, боровшихся против русского влияния в старые годы и продолжавших эту борьбу после Октябрьской революции.
Следующей работой М. Чиаурели был фильм «Последний маскарад», в основу которого положена большая политическая тема борьбы грузинского народа за советскую власть.
В этих работах уже определился творческий профиль Михаила Чиаурели: более всего его увлекала политическая тема.
На деятельность талантливого режиссёра обратил внимание Л. П. Берия. Он принял живое участие в судьбе последней картины и её создателя. Это привело к знаменательному в жизни М. Чиаурели событию - к встрече с Иосифом Виссарионовичем Сталиным. Вспоминая о беседах с товарищем Сталиным, М. Э. Чиаурели говорит: «Встречи и беседы с великим вождём - это наивысший дар, которого может желать гражданин и художник, ибо мудрые слова товарища Сталина являются той путеводной звездой, которая озаряет извилины творческого пути художника».
Это событие в жизни режиссёра, увлечённого политической тематикой, определило его дальнейшую творческую деятельность. Художник поставил перед собой новую задачу, для решения которой потребовались долгие годы упорного труда и беспокойных исканий.
В 1938 году М. Чиаурели сделал первую попытку показать - хотя бы в нескольких кадрах - вождя народов нашей страны. Фильм «Великое зарево» вызвал горячий отклик среди советской общественности.
Одновременно с работой над историческим фильмом «Георгий Саакадзе» М. Чиаурели делал первые наброски фильма-эпопеи о том, как советский народ и его великий вождь товарищ Сталин выполнили клятву, данную над гробом Владимира Ильича. Но только во время Великой Отечественной войны, обогатившей внутренний мир художника - участника и очевидца самоотверженной борьбы советского народа, - Михаил Чиаурели почувствовал себя способным приступить к практическому осуществлению своего творческого замысла. В январе 1945 года были сняты первые кадры фильма «Клятва», в 1946 году фильм вышел на экраны.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.